Наталия Орлова: проведение пенсионной реформы – неизбежный процесс, уже включенный в экономическую повестку

Руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка Наталия Орлова высказала мнение о пенсионной реформе. Она отметила. Что негативная  реакция  общественности на планы правительства повысить пенсионный возраст неудивительна – международный опыт подсказывает, что пенсионные реформы во-первых, аннонсируются в среднем за пять лет до их непосредственного введения, во-вторых, проходят в условиях более высокого экономического роста и, в-третьих, затрагивают меньшую долю населения. Хотя  параметры пенсионной реформы в России выглядят достаточно жесткими, чистый эффект для бюджета может составить всего 0,1 трлн руб. к 2024 году, а рынок труда пополнится только на 1,6 млн человек, отмечает эксперт. Нельзя исключать и риск того, что часть нагрузки от реформы будет перенесена на корпоративный сектор, что может стать ограничителем для роста экономики.

Сохраняющийся дефицит Пенсионного фонда РФ…

Вскоре после переизбрания президента Владимира Путина он объявил новые майские указы, которые в том числе предусматривают амбициозный план. На его выполнение необходимо около 8 трлн руб. в ближайшие шесть лет – примерно 1,3 трлн руб. в год. Это вынудило правительство выступить с целым рядом инициатив, включая в том числе и пенсионную реформу. Тем не менее, проведение пенсионной реформы – неизбежный процесс, уже включенный в экономическую повестку, подчеркивает Наталия Орлова. Дефицит Пенсионного фонда РФ растет: он увеличился с 1,1% ВВП в 2006 - 2009 годах до 2,0 - 3,5% ВВП в 2010 - 2013 годах на фоне значительного роста расходов Пенсионного фонда в этот период.  Дефицит Пенсионного фонда представляет риск для стабильности консолидированного бюджета, особенно учитывая сокращение баланса федерального бюджета, очищенного от трансфертов, в 2011 - 2016 годах.

…и старение населения диктуют необходимость проведения пенсионной реформы.

Кроме  того, существуют и демографические вызовы – за последнее десятилетие доля населения старше 55 лет увеличилась с 22% до 29% населения, а отношение населения старше 65 к рабочей силе достигло рекордных 27% против 19% в среднем по миру.

Сейчас  количество пенсионеров по старости насчитывает 36 млн человек, или 25% россиян, против 29 млн, или 20% в 2000 году. По сути, из-за большого количества пенсионеров, им сложно гарантировать высокий уровень жизни. Хотя годовые расходы Пенсионного фонда сейчас составляют примерно 8% ВВП, что соответствует среднему показателю по миру, коэффициент замещения (уровень пенсионных доходов к допенсионным) по России составляет всего 34% против 54% в среднем по миру, поясняет эксперт. Дальнейшее демографическое давление будет приводить к снижению безработицы, которая уже сейчас составляет всего 4,7%, и стимулировать рост зарплат, что при нынешнем положении вещей будет и дальше оказывать давление на соотношение  пенсионных и допенсионных доходов.

План повышения пенсионного возраста с 55/60 до 63/65 для женщин/мужчин соответственно выглядит амбициозным. Несмотря на то, что необходимость пенсионной реформы не вызывает сомнений, удивление вызвало то, что правительство выступило с жестким предложением. Согласно плану, пенсионный возраст, начиная с 2019 года, должен постепенно повышаться с нынешних 55/60 лет (женщины/мужчины) до 63/65 лет к 2034 году. В результате реформы число пенсионеров сократится с нынешних 36 млн человек и ожидаемых 43 млн к 2034 году, по базовому сценарию Росстата, всего до 31 млн к 2034 году. Это означает очень заметное изменение в макрокартине страны.

Пенсионный фонд может сэкономить 0,8 трлн руб. годовых расходов к 2024 году, но практически 80% сэкономленного пойдет на поддержание благосостояния пенсионеров: Сокращение числа пенсионеров, в соответствии с пенсионной реформой, явно повлияет на уровень расходов Пенсионного фонда - при прочих равных условиях они будут сокращаться примерно на 0,3 трлн руб. каждые два года. К 2024 году, то есть к окончанию нынешнего президентского срока, годовая экономия пенсионных расходов составит примерно 0,8 трлн руб. Однако, как уже говорилось выше, правительство должно предотвратить ухудшение коэффициента замещения, и поэтому потенциальная экономия на расходах Пенсионного фонда будет направлена на увеличение пенсионных выплат. В данный момент члены правительства говорят о том, что в результате реформы среднемесячная пенсия в 13 тыс. руб. будет повышаться 8% в год; такой шаг должен позволить стабилизировать коэффициент замещения примерно на уровне 35%, однако в свою очередь это потребует трат примерно 0,7 трлн руб. в год к 2024 и заберет примерно 80% потенциальной экономии Пенсионного фонда от реформы.

…предложение на рынке труда может увеличиться примерно на 1,6 млн человек. Другим вопросом является то, до какой степени повышение пенсионного возраста может повлиять на смягчение ограничений на рынке труда. В данный момент средняя занятость той группы населения, которую затронет реформа, например, женщины в возрасте 55 - 63 лет и мужчины в возрасте 60 - 65 составляет примерно 40%. Потенциально, в случае повышения пенсионного возраста, уровень занятости женщин в возрасте 55 - 63 лет и мужчин 60 - 65 лет может вырасти и до 70%, увеличивая рынок труда на 4 млн человек; однако, во-первых, часть людей этой группы может воспользоваться льготами по состоянию здоровья (по оценкам, каждый четвертый россиянин старше 50 лет имеет хроническое заболевание, и этот индикатор продолжает расти). Во-вторых, спрос на сотрудников в возрасте после 50 лет, по опросам, весьма ограничен: 52% работодателей предпочитают брать на работу сотрудников в возрасте 30 - 45 лет, еще 41%  – младше 30 лет и только 7% работодателей не имеют ничего против найма людей более старшего возраста. Таким образом, мы не уверены, что пенсионная реформа окажет значимое влияние на рынок труда и замедлит рост зарплат, отмечает Наталия Орлова. «Мы считаем, что занятость женщин в возрасте 55 - 63 лет и мужчин в возрасте 60 - 65 скорее всего вырастет всего до 50%, увеличивая предложение рабочей силы примерно на 1,6 млн человек при самом благоприятном сценарии», - говорит она.

Повышение пенсионного возраста может стать нагрузкой для компаний. В своей нынешней жесткой форме пенсионная реформа может оказаться нагрузкой для российских компаний. Прямой эффект реформы на компании не столь велик – по 1,6 млн дополнительных сотрудников компании будут выплачивать всего около 70 млрд руб. в год страховых взносов, что составляет примерно 1% прибыли компаний. Тем не менее, мы не исключаем, что компании будут вынуждать брать на работу людей старшего возраста – Дмитрий Медведев недавно поручил Министерству труда и министерству финансов разработать ряд мер по обеспечению занятости населения предпенсионного возраста, что, на наш взгляд, бесспорно негативно для российского делового климата.

Мировой опыт указывает на то, что о пенсионной реформе объявляют задолго до ее начала.

Опасения негативной реакции на реформу выглядят обоснованными, учитывая мировой опыт. Во-первых, Россия начинает реформу в достаточно трудный момент: темпы роста экономики России сильно отстают от мирового роста и ниже в сравнении со странами, которые уже проводят/проводили пенсионную реформу. Во-вторых, межстрановой анализ указывает на то, что обычное время между объявлением реформы и началом ее проведения составляет в среднем пять лет, тогда как в России первое предложение по повышению пенсионного возраста появилось только в 2016 году. В-третьих, параметры реформы по международным меркам жесткие – в среднем страны увеличивали пенсионный возраст на 2/5 лет для мужчин и женщин соответственно, что означает, что реформа затрагивала гораздо меньшую долю населения.

Похожие статьи

 

.