Новости Бизнес Недвижимость Карьера Личные финансы После работы Заметки на полях суббота, 29.04.2017, 10:24
Главная > Новости > Эксклюзив

..
Центробанк РФ

USD 56.97 (+0.66)
EUR 62.17 (+0.66)
10 CNY 82.66 (+0.94)

Информер праздники сегодня

Эксклюзив

«Рукописи не горят…», они неожиданно выходят из тени забвения

2017-01-31 08:49:37
Иркутску повезло – Губернаторский иркутский симфонический оркестр один из лучших за Уралом. Когда-то созданный выпускником Ленинградской филармонии Игорем Соколовым, он держит планку высокого искусства благодаря другому выпускнику той же консерватории Илмару Лапиньшу. Несколько лет упорной работы увенчались к 2016 году необыкновенным успехом иркутского симфонического оркестра в Санкт-Петербурге, исполнившего неизвестную симфонию Георгия Свиридова. Об оркестре, о филармонии, и ее планах на ближайшее будущее наш разговор с главным дирижером Илмаром Лапиньшем и директором филармонии Ириной Касьяновой.


- Совсем недавно губернаторский симфонический оркестр вернулся из Петербурга, где в государственной Санкт-Петербургской капелле прозвучала первая симфония Свиридова, которая ранее считалась утраченной. Это произведение впервые было исполнено в Иркутске 23 сентября и с этого момента события начали стремительно разворачиваться. Переговоры с директором Санкт-Петербургской государственной капеллы Ольгой Хомовой закончились ее предложением приехать и сыграть первую симфонию Георгия Свиридова. Питерская публика нас очень хорошо приняла, а до этого момента нам удалось быстро издать партитуру и записать симфонию на диск. Вся эта огромная работа была проделана за очень короткий срок и увенчалась нашим общим успехом.

Но на самом деле все случилось гораздо раньше, в 2009 году с приездом Илмара Лапиньша - главного дирижера, и все поменялось и в развитии оркестра и в развитии филармонии. Именно с этого момента афиши филармонии стали объявлять о «российских» или «мировых» премьерах. Открытие этого концертного сезона вообще стало уникальным - состоялась мировая премьера неизвестной симфонии Георгия Свиридова.

Есть еще вторая симфония Глазунова. Эту симфонию И. Лапиньш открыл не только для иркутян, но и для всей страны. За это время оркестр сыграл все симфонии Дворжака начиная с девятой и заканчивая первой. Это тоже было интересно.



Многие солисты сами звонят и пишут нам, и приезжают на гастроли в Иркутск, потому что наш маэстро берет неизвестные произведения, которые никогда и нигде не исполнялись. Наш главный дирижер не боится открывать неизвестную для публики музыку. Так, благодаря Айлену Притчину, мы познакомились с неизвестным концертом Нельсона. Айлен предлагал сыграть этот концерт очень многим филармониям. Но в большинстве случаев филармонии отказываются рисковать, потому что хотят зарабатывать на известных и популярных произведениях. Все хотят услышать Чайковского, Бетховена, Брамса. А наш маэстро не их пугливых. Он всегда с большим вдохновением берется за неисполняемые произведения.

В этом году иркутская филармония войдет во всероссийский каталог абонементов, который выпускает московская филармония. Первое февраля объявлен днем всероссийского абонемента, и мы постарались, поработали в этом направлении, чтобы войти в этот каталог. В следующем году у филармонии будет новый абонемент под названием «Звезды ХХI века». Это молодые исполнители, весьма талантливые, но может быть не очень раскрученные. Но мы знаем, что не все раскрученные - весьма талантливые (смеется). Все филармонии хотят мацуевых, но наша филармония к счастью такая, которая хочет и новые имена.

Например, в следующем году мы услышим скрипичный концерт № 2 чешского композитора Мартину, который исполнит Айлен Притчин. В этом же абонементе «Звезды ХХI века» у нас заявлен Филипп Копачевский, который сыграет концерт Метнера, никогда ранее не исполнявшийся в Иркутске. Новые музыкальные имена, новая музыка - это направление, которое иркутская филармония взяла в 2009 году и целенаправленно продолжает идти этой замечательной дорогой.

Другой необыкновенный акцент в работе филармонии - фестиваль «Московская осень». Этот фестиваль получил выездную площадку в Иркутске благодаря И. Лапиньшу. В этом году исполнялись произведения Николаева, Белинского - произведения, которые написаны в конце ХХ и уже в ХХI веке.

Известный виолончелист, народный артист России, ректор Санкт-Петербургской консерватории Сергей Ролдугин впервые услышал реквием Эдисона Денисова в Иркутске! Помимо реквиема Эдисона Денисова мы исполняем и секстет Эдисона Денисова. Сергей Ролдугин заинтересовался афишей Иркутской филармонии и сказал: «Поверьте мне, что афише иркутской филармонии может позавидовать любая филармония». Это дорогого стоит. Все это говорит о том, что мы именно своим репертуаром вышли далеко за пределы провинциальной филармонии и все это произошло благодаря новаторству нашего дирижера. После поездки в Петербург возникли очень серьезные планы на будущее. Иркутян ждут еще очень большие сюрпризы в 2017 году.

- Кто был иницатором фестиваля «Московская осень» и как этот проект появился в Иркутске?


- Я снова адресую всех к нашему главному дирижеру. Илмар Артурович знаком с председателем союза композиторов Москвы Олегом Галаховым. Это действительно настоящий просветитель в деле современной музыки. Именно с подачи нашего маэстро была предложена и поддержана эта инициатива Союзом композиторов Москвы. Это большая ответственность взять на себя такую смелость: ведь нет канонов, как исполнять современную музыку. Есть вообще опасения, что ее не будут слушать, и кому она нужна современная музыка?



Каждый композитор отражает в своей музыке веяния времени, а готова ли публика услышать это в музыкальном варианте. То, что нас окружает в современной жизни не всегда приятно. А если это слушать со сцены? Но как я не раз говорила, есть очень интересная публика, которая воспринимает современную музыку - это дети и за ними очень интересно наблюдать, когда исполняется такая музыка. Именно дети готовы к ее восприятию. Они в этом живут, у них нет базы, слушательского опыта, они не знают, на что им опираться. Поэтому эти новые звуки, новая музыка воспринимается детьми очень хорошо, а мы, выросшие на классике, считаем, что это диссонансы.

- Как Вы считаете, может быть, современная музыка, как и современная живопись, отсылают нас к абстрактному мышлению?

- Как говорится, в голову к композитору не залезешь, но эти гармонии - другие. В свое время и Шостакович, и Губайдулина, и Шнитке тоже были новым словом в музыке и казались странными. Но сейчас Шостакович классик, как и Губайдулина, и Шнитке. С Эдисоном Денисовым другая ситуация - Денисов был математик и не имел к музыке никакого отношения. Но когда его произведения услышал Дмитрий Шостакович, он назвал его гением. И то, что сложно сегодня, становится классикой завтра. А к чему они апеллируют, трудно сразу сказать.

- Однако, математика - это абстрактная наука, и музыка это тоже математика?


- Безусловно. Наверняка вы знаете, как писал Прокофьев? Он раскидывал ноты на полу и смотрел на них сверху, смотрел, как красиво складывается партия, какой красивый рисунок получается или не получается. Есть известные истории про трубачей, которым он ставил не столько музыкальные, сколько практически математические задачи. И потом математики нам скажут, что математика самая красивая наука, в ней канонически все выверено.
Не знаю, насколько это можно делать в музыке? Музыка, что это? Веяние души, разума, сердца? Мы все проходили гармонию в учебных заведениях, и нам было запрещено идти чистыми аккордами - чистыми квартами или чистыми квинтами. Сейчас это в порядке вещей - в произведениях современных композиторов, чистый звук - это нормальный прием.

- Все-таки откройте некоторые секреты филармонии на ближайшее время


- Благодаря тому, что оркестр так хорошо выстрелил с первой симфонией Свиридова, сейчас мы думаем о второй симфонии Свиридова. Мы уже договорились с племянником Свиридова Александром Белоненко: он передает нам в дар вторую неоконченную симфонию. О ней тоже никто еще не знает. В ней написано всего три части. Мы также получим и хоровую ораторию - у нее еще даже нет названия. Это огромный уровень доверия!



Сейчас Илмар Артурович уже приступил к оркестровке нескольких произведений Свиридова, где есть только пометки автора. Есть разлинованная партитура и пометки о том, какие инструменты автор хотел увидеть. Дальше это уже творческая фантазия того, кто будет эту оркестровку делать.

- По сути, Иркутск и иркутская филармония получили такой необыкновенный подарок, которого нет ни у какого другого города, ни у какой другой филармонии?


- Да, это абсолютно так и есть. У нас есть эксклюзивное право - целый год исполнять первую симфонию. Сейчас нам поступило предложение открыть музей Свиридова в Иркутске. С другой стороны, мы знаем, что Свиридов был, прежде всего, композитором песенником. У него огромное количество хоровых произведений. В том числе есть кантаты, оратории, песни - более двух тысяч произведений, которые еще никто не исполнял. Поэтому для нашего камерного хора это план работы на несколько лет.

- Может быть Иркутской филармонии пора уже получить более достойное здание, в котором можно было не только музей организовать, но и развиваться в соответствии с этими большими перспективными планами?


- Вы знаете, что у нас произошла презентация концертного зала ХХI века, и когда меня спросили, какой проект мне больше всего понравился, я ответила: «Концертный зал симфонической музыки». Время покажет, но филармония просто задыхается в этом слишком узком пространстве. У нас есть проекты, которые требуют другого здания.

Например, проект «Поющий зал», в который мы пригласили участвовать наших слушателей. Так мы исполнили «Оду радости» Девятой симфонии Бетховена. Но с чем мы столкнулись? Люди, которые пришли на репетиции, чтобы вместе с профессиональным оркестром, профессиональным хором на концерте исполнить произведение - им негде было репетировать! В существующих условиях это негде сделать! Зал рвался на части. Ведь кроме оркестра и хора есть коллектив солистов, есть коллектив народных инструментов. Поэтому где и как репетировать?! Когда репетировать?! Непонятно. Но мы смогли это сделать, и публика была удивлена, когда в четвертой части симфонии из зала встали слушатели и вместе с хором на немецком(!) языке исполнили «Оду радости». Мы обязательно будем продолжать этот опыт.

У нас есть и другой проект «Народное чтение «Метели»», которое состоится 4 февраля. На сайте филармонии объявлен конкурс, и все желающие себя попробовать, могут зарегистрироваться, прислать нам видео с чтением «Метели». Затем будет проведен отбор и лучшие смогут прочесть «Метель» Пушкина со сцены, симфоническую часть которой исполнит оркестр. Поэтому сегодня филармония развивается, идет в ногу со временем, используя современные интерактивные формы общения с публикой. В новом концертном сезоне мы очень хотим задействовать для концертов фойе, чтобы это была более доступная интерактивная форма, привлекательная для тех, кто ни разу не был в филармонии. Мы хотим показать, что филармония это живой, развивающийся организм.

-Как филармония относится к флэш-мобам на открытом воздухе?


- У нас проблема в том, что оркестр не совсем молодой. Но сейчас у нас появляются молодые люди - идет смена состава в оркестре. Нашей серьезной гордостью является наш иркутский дирижер Максим Качалов - выпускник колледжа им. Шопена. Он наш воспитанник, Илмар Артурович взял его под свое крыло, обучает его дирижированию. Максим поступил в Казанскую консерваторию на факультет дирижирования, и мы, конечно, будем делать все, чтобы в Иркутске был свой дирижер. Почему это важно? Почему произошел прогресс в развитии оркестра? Потому что главный дирижер постоянно в Иркутске и изо дня в день четко, пошагово работает с оркестром. Собственно говоря, мы и имеем такие результаты. А эта мода последних лет, когда главные дирижеры не живут в городе, а работают с оркестром наездами - в этом нет ничего хорошего для оркестра.

Оркестр пополняется молодыми музыкантами - выпускниками Санкт-Петербургской консерватории. Вот так вдруг появился такой мостик: Игорь Соколов - выпускник Ленинградской консерватории основал иркутский оркестр и был его первым дирижером, а сейчас приезжают выпускники этой же консерватории в оркестр. Сегодня в оркестре из Петербурга работают два кларнетиста, два гобоиста. Полина Остапенко у нас учится там, но она собирается вернуться в Иркутск.

На концерте оркестра в Петербурге было очень много студентов из Санкт-Петербургской консерватории и есть надежда, что этот ручеек не иссякнет, а превратится в широкую реку и произойдет обновление оркестра. У нас работают замечательные музыканты, но время неумолимо и молодая свежая кровь оркестру нужна.

- Другое направление в работе филармонии - опера. Что в дальнейших планах?


- Ни для кого не секрет, что мечта Илмара Артуровича открыть в Иркутске оперный театр. Понятно, что можно по-разному к этому относиться. Но поверьте, город, в котором есть оперный театр - это город совершенно другой культуры. Этот процесс сложный и очень длительный. Мы концертный зал не можем построить, а оперный театр - это значительно сложнее. В этом направлении мы работаем, и фестиваль «Дыхание Байкала» тому красноречивый свидетель. Какую оперу мы будем исполнять в этом сезоне - пока это секрет, но что интересно? Маэстро могут позвонить сами солисты и предложить исполнить еще неисполненную оперу, и он может за это взяться.



Однако, только оперой в следующем году мы не ограничимся. На фестивале - опера, а в дальнейшем, и для иркутян это будет приятным сюрпризом, мы смотрим в сторону балета. Потребность в хорошем балете у иркутян есть, но все спектакли, которые привозят в Иркутск, все танцуют под фонограмму. И у нас возник вопрос: имея в Иркутске такой оркестр, такие театры, почему это происходит? Драматический театр им. Охлопкова - это был музыкально-драматический театр, который строился по проекту оперного театра.

Уже сейчас ведутся переговоры, и я дам маленький намек. В Петербурге мы встречались с Андрисом Лиепа. Мы были на концерте, посвященном его отцу - Марису Лиепа. Прекрасный концерт, замечательные танцовщики. В концерте принимали участие артисты академии им. Вагановой. Поэтому переговоры мы ведем с двумя балетными труппами, и в октябре 2017 года иркутяне увидят результат.

Возможности у нашего оркестра очень большие и солисты у нас великолепные. Поэтому новая и неизвестная музыка, молодые талантливые исполнители, опера, балет - это все под силу нашему оркестру.

Ссылки по теме:

Записала Марина Баженова


Комментарии




Ваше имя:

Текст записи:



http://snews.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на РИА «Сибирские новости» — обязательна!