"Байкал-Тотем" - от культуры до политики

Нешуточные страсти разгорелись в Иркутске на прошлой неделе после окончания I Международного культурного форума "Байкал-Тотем". Критика сыпалась со всех сторон, как из рога изобилия. Обсуждалось всё - от суммы бюджетного финансирования до этичности проведения концерта у закрытого в 2013 году Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. "Сибирские новости" решили выяснить у организаторов Андрея Швайкина и Анатолия Борозненко, в чем основная миссия форума, сколько требуется финансовых средств на организацию и какова роль политики в этом внезапно возникшем винегрете. 

 

Три года в Иркутске проводился фестиваль "Культурная столица". В этом году традиционного фестиваля не было. Почему именно форум? 

А. Швайкин: Мы растем. Для нас было важно зрелищные вещи совместить с актуальными. Поэтому очень много работало деловых площадок, которые были рассосредоточены по всему городу. Очень много специалистов в разных сферах обсуждали различные проблемы. Например, проблемы детской литературы, проблемы музейные. Были уникальные узкоспециализированные вещи, как то свет в театре, световое оформление. Это форум, зрелищности от него ожидать не стоит. Поэтому в него было зашито два фестиваля: "Литературный квартал", который работал в данном случае на детскую составляющую, и "Культурная столица" как таковой, в рамках которого мы и сделали зрелищные акции - театр "Ахе" на острове Юность плюс концерт в Байкальске.  

Расскажи подробнее про литературный квартал. В этом году уже проводился книжный фестиваль. В чём была необходимость продублировать это событие? 

А. Ш.: Мы не дублировали. Я не ошибусь и не скажу ничего крамольного: идея литературного фестиваля была заявлена нами ранее. Но чем больше фестивалей в Иркутске, тем лучше. Мы не дублируем и по специфике фестиваля, так как ориентируемся на детскую литературу. Таких специализированных фестивалей или выставок-ярмарок в стране практически нет. Если они есть, то в составах действующих больших фестивалей, например, КРЯК в Красноярске, фестиваль на Красной площади в Москве - детская история существует внутри них. А мы сделали и продолжим в будущем эксклюзивный фестиваль конкретно детской и подростковой литературы. И если в Иркутске будет существовать параллельно фестиваль взрослой книги, ради бога. За Уралом литературных историй мало, все они сосредоточены в центральной части России. А у нас надо расти и двигаться в этом направлении. Мне кажется, это очень большая перспектива.  

Сейчас мы договорились с Китаем по проекту публикаций их легенд у нас, наших - у них. Они очень заинтересовались. Книга, которая ушла вокруг света, - это же тоже не просто шоу, не просто привлечение внимания к проблемам Байкала. Такая книга нужна. Еще никто не собирал отзывы ребятишек со всего света, что они о нем думают. Это некий мониторинг, возможность посмотреть, насколько глубоко знают о Байкале в мире. Вернется книга через год - посмотрим: по пожеланиям и по рисункам детей, что они знают. Уже на днях она будет в первой стране - в Китае. 

На что форум в целом должен быть направлен? Какие договоренности были достигнуты в ходе деловой части? 

А. Ш.: Я уже сказал про книги. По остальным деловым площадкам мы сейчас подводим итоги. В ближайшее время отчет будет: сколько соглашений и прочее. Знаю, что музейщики заключили хорошие соглашения. Речь идет в том числе об интерактивных связях между музеями. Плюс у нас большая задумка сделать центр современного искусства. Пока не буду говорить, на какой площадке он будет, но он в себя должен вобрать все наработки и договоренности. С деловой точки зрения все замечательно сработало. Конечную идею форума не меняем: как и заявляли, это кристаллизация культуры. С помощью деловых и общественных площадок мы показываем ту истинную культуру, без пошлости, которую мы хотим видеть. Наша задача собрать за Уралом все лучшее, поскольку находимся в центре страны. Вторая задача - Байкал, который должен работать инвестиционно через культуру для привлечения и развития здесь негрязной экономики. Байкал, в первую очередь, - бренд духовный. То есть духовная составляющая, культура, потом туризм, потом - все остальное.  

Но туризм тоже должен быть цивилизованным. Наша миссия - чтобы Байкал знали не как озеро, у которого были проблемы с экологией, не озеро, которое есть желание подоить с точки зрения поставки воды или энергетики, не озеро, которое есть желание преподать как некий разовый туристический маршрут. Надо, чтобы сюда люди возвращались. У нас масса брошенных площадей. Почему не делать здесь киностудии? Художники и писатели готовы здесь работать, но нет достойных условий, надо создавать. Это все возможно. Культура сама по себе деньги не будет приносить. Да и не задача культуры зарабатывать деньги! Это задача власти - содержать ее. А вот задача культуры - создавать инвестиционную привлекательность, в этом ее нематериальный ресурс. 

Что будет в дальнейшем, в следующем году? Куда будут двигаться фестиваль и форум? 

А. Ш.: На следующий год у нас повторится более зрелищная история, но с нашей концепцией - продолжим чему-то учить, показывать с совмещением разных новых проектов. Деловые площадки оставим еще через год. Сейчас думаем над концепцией - проводить форум раз в один или два года. Если все-таки решится, что каждый год, тогда будем усиливать всё это зрелищными вещами. 

Не боитесь, что одно мероприятие может поглотить другое? 

А. Ш.: Нет. Мы четко видим шапку: Байкальский культурный форум, под ним - фестиваль. Форум форумом, деловые площадки - деловыми площадками. "Байкал-Тотем" точно не может поглотить "Культурную столицу", которая уже сама по себе бренд, ее люди ждут.  

Ее и в этом году ждали... 

Анатолий Борозненко: ...вопрос в том, где ждали. Если городские власти не спешат навстречу, то может вообще уйдем в сторону Байкальска и там будем проводить мероприятия. Это один из вариантов развития событий, это актуально на сегодня.  

Неплохой вариант, прямо заметим. Разговоры о том, что в Байкальске надо что-то развивать, идут много лет. 

А. Ш.: Жители Байкальска должны понимать, что завод ломать будут. Цепляться за него бессмысленно. Надо честно сказать людям, что никогда он больше не заработает, никогда в жизни не будет уже этой истории. Она была славная, советская история, когда этот завод помогал оборонке, космосу. Но этого уже нет. И задача властей не успокаивать людей, следить, как бы чего лишнего не сказали, а надо честно выйти: завод никогда работать не будет, его сломают. А вот объяснять, что дальше будет на этой территории, должны власти. 

А. Б.: Мы посредством культуры и искусства может только создавать. Понятно, что народ устал, народ не верит, но если ничего не делать, ничего не будет. 

А. Ш.: Дети Байкальска, которые вышли на сцену, ни один не сказал, что не хотят жить в Байкальске. Все дружно проголосовали за него. Это взрослые могут политически лукаво что-то объяснять, а дети - будущее, хотят в нем оставаться. Я считаю, что мы серьезно помогли Байкальску, чтобы весь мир услышал о его проблемах.  

А. Б.: Нам надо научиться работать с властями, и им с нами тоже. Тогда будет хороший союз.   

Что за история с городом произошла? 

А. Ш.: Формалистика. "Вовремя не заявились". Хотя о проведении у памятника Александру III было известно еще год назад. Но есть в законе очень хитрый механизм: само мероприятие ты можешь заявить не ранее, чем за десять дней, и получишь ты на него разрешение или не получишь - очень большой вопрос. А почему с городом так произошло, предлагаю, не смешивая с политикой, спросить у мэра.  У нас вся концепция была подготовлена именно под эту площадку. Мы в пожарном режиме переезжаем на сквер им. Кирова и всё, что возможно, пытаемся делать там.  Естественно, у нас на ходу менялась история. Например, мы не смогли в первый день задействовать большую сцену, потому что нам не дали перекрытие улиц. И прочие такие чудеса. В процессе выяснилось, что там затеяли ремонт, начали чуть ли не камни разбирать. Это можно оценивать как мелкие пакости, а в целом это какая-то нехорошая тенденция. 

Когда начинают на городских площадках смешивать культуру с политикой, я во всех своих интервью и раньше, и сейчас говорю: мне всегда пофиг на эту политику - вот таким нелитературным языком. Я занимаюсь культурой! Форум получил федеральный статус. И это очень интересная цепочка! Настолько странно: мэр города может попытаться помешать областной власти провести федеральное мероприятие. 

Та же самая история с Байкальском. Несмотря на то, что зрителям всё очень понравилось, особенно наш симфонический оркестр, который влился в этот ландшафт. Мы этого и хотели.  Власти почему-то до последнего этого боялись. Нам говорили: "Смотрите, в интернете пишут, что вы танцуете на костях". Попытался найти, о чем они говорят, не нашел. Ни один человек на площадке не сказал, что мы на чем-то танцуем. 

Многих возмутило проведение концерта в воскресенье вечером, хотя, если правильно понимаю, это было больше для байкальчан, а не иркутян. 

А. Ш.: Это был отдельный проект - перформанс. Массового концерта не предполагалось, мы понимали, что придет до тысячи человек. Сменяясь, так примерно и получилось. Еще один человек говорил, что собрались одни туристы. Он меня этим задел, я пошел по толпе спрашивать. Один человек из десяти сказал, что случайно там оказался. Туда пришли байкальчане.  

Я сама видела, что туда приходили семьями

А. Ш.: Именно. Идея изначальная была сделать перформанс с хорошей, достойной музыкой. Мы сразу сообщили, что будет трансляция в интернет. 

А. Б.: Мы транслировали на экране стадиона "Труд" в Иркутске. Это первое наше мероприятие, когда воспользовались партнерством с Теле2. Сейчас уже есть мысли на новый проект, который начали обсуждать. Идей много. Главную мы объявили - Байкал начинает новый этап развития. Только объединившись, мы сможем чего-то добиться, сможем реализовать намеченное. 

А. Ш.: Мы считаем, что мировая общественность обязана знать проблемы Байкальска. Город прекрасен, стоит в хорошем месте. Но так случилось, что комбинат закрыли. Это же не культура его закрыла, закрыла экономика. И вот наше предложение: с помощью культуры, которая за собой потянет событийный туризм, возродить этот город. Чего бояться? Я бы не назвал это скандалами, я бы назвал боязнью местных властей, что это чем-то им аукнется. 

Вообще, я обратила внимание, что всё больше и больше детских мероприятий. Это принципиальная позиция? 

А. Б.: Да, конечно. Каждый год мы стараемся найти для детей интересный ход. В 2015 году возле стадиона "Труд" из картона у нас с одной стороны был Иркутск с Ангарой, с другой - Петербург с Невой. Детки вместе с бабушками (это было удивительно!) разрисовывали эти домики, дорисовывали Неву и Ангару, рыбок. Все дни фестиваля они участвовали в работе. В прошлом году мы специально отвели детскую площадку на "царе", где дети с художниками делали страну Зазеркалье. В этом году также уделили этому большое внимание.  

В этом году для нас было важно сделать что-то особенное, отсюда "Литературный квартал", детская книга. По большому счету это первое серьезное мероприятие, которое мы сделали в плане детей, и будем его поддерживать и развивать дальше. И картония вернется, уже ведем переговоры, чтобы создать картонное шоу. 

На День города мы делали акцию "Рисуем настроение города". Было создано много эмоциональных, симпатичных объектов, которые видоизменялись в течение дня. Когда выступал театр "Ахе" в первый день форума, мы даже выставили этих персонажей на площадке, они были ограждающими конструкциями. Каждый год происходит что-то яркое, интересное, чем-то удивляем. Самое главное - понимать, что это нужно зрителю, творческим деятелям. Не просто показывать, а создавать - на площадках форумов, фестивалей. И это может превращаться во что-то большее.  

В СМИ и социальных сетях очень много негативных отзывов. Как к этому относитесь? 

А. Ш.: Классно относимся! Я очень переживал, что в прошлом году их не было. Любое достойное мероприятие должно иметь оппонентов. Наконец-то они в этом году появились. Значит, есть чему учиться, двигаться, учитывать замечания, пожелания. 

А. Б.: Критика полезна. Мы сами понимаем за четыре года работы, что в каких-то вещах поднаторели, делаем легко, а что-то дается сложно. С той же администрацией мы не умеем работать, не умеем работать с бюджетом. К этому нужно приноровиться. Искусство вне политики приносит только радость. К чему говорить про потраченные миллионы? 

Вот подробнее про 44 млн рублей... 

А. Ш.: Это не 44 млн руб. Пусть минкульт комментирует, они хозяева бюджета. Я могу понять, откуда это взялось - заявленная сумма проекта. Потрачено намного меньше. А второе: через "Байкал-Тотем", если у кого-то есть претензии, не проходило ни копейки. Мы были операторами-организаторами, платежи шли напрямую учреждениям культуры.  

Смотри, сколько в этом негативе истинной критики? По культуре, по самим проектам... она касается политики. Это не критика культуры. Есть претензии к театру "Ахе" - расскажите, что не понравилось, есть претензии к "Литературному кварталу" - расскажите, не устраивает, что отправили книгу в путешествии вокруг земли - скажите, почему, что плохого в этом проекте? 

А. Б.: Или Хорхе, который подарил ребус Байкальску о любви. Это люди искусства, им неважно. Мы подарили региону праздник, а находятся люди, которые начинают в этом копаться, искать что-то.  

Понятно, что организация такого мероприятия трудозатратна эмоционально и физически. А финансово насколько затратно привезти, поставить оборудование, сцену? 

А. Б.:  Самое дорогое - привезти: самолеты, логистика, гостиницы, питание. По большому счету к нам люди едут за небольшие деньги.   

А. Ш.: И даже не столь проживание, у нас некапризные гости, они готовы жить в хостелах, в недорогих отелях. Каждый году у нас возникает мысль привезти Сретенский хор Смольного собора (Санкт-Петербург), но их 30 человек. Один перелет посчитаешь - прослезишься. А гонорар при этом для такого коллектива смешной. Условно получается заплатить людям на всех 50 тыс. руб., а за перелет - 2 млн руб. Вот и затраты. Слишком далеко мы находимся.  

И давайте расставим все точки над i. Андрей, поясни, что за ситуация всё-таки произошла с некоторыми СМИ? 

А. Ш.: В соцсетях я уже ответил на это. Здесь опять же нас обвинили в какой-то политике. У нас был автобус, в который входило ограниченное количество людей. Мы предложили отправить по одному корреспонденту. Как мне известно, кто хотел, в результате поехали. Делать искусственные обиды, я считаю, просто некорректно.  

У нас не было ни пьяных, ни грубости, никаких эксцессов. Хотя нет (смеется), один был: когда люди уходили в 11 вечера, сказали нашему режиссеру Денису Рубину: "Вы че так рано закончили? А где дискотека?" - обиделись два товарища.

 

Беседовала Иванна Обухович

Похожие статьи

 

.