Итогом работы комитета по законодательству о госстроительстве за пять лет стало принятие Законодательным Собранием 256 законов

Председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области Борис Алексеев и заместитель председателя комитета Нина Чекотова подвели основные итоги работы комитета во втором созыве областного парламента.
Борис Алексеев отметил, что сфера деятельности комитета очень обширна: это не только законотворческая работа, но и рассмотрение кандидатур для назначения мировыми судьями, кандидатур для назначения членами Общественной палаты Иркутской области, Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам ребенка и многое другое.

За пять лет комитет провел 130 заседаний, рассмотрено 968 вопросов, 750 из них вынесено на рассмотрение на сессиях Законодательного Собрания. В окончательном чтении принято 256 законов в сферах государственного строительства и местного самоуправления.

Комитет рассматривал законопроекты, вносящие изменения в главный закон региона — Устав Иркутской области. Система органов государственной власти Иркутской области дополнена государственными должностями первого заместителя губернатора Иркутской области и первого заместителя губернатора Иркутской области - председателя правительства Иркутской области, первого заместителя председателя правительства Иркутской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области. Также парламентарии приняли решение наделить правом законодательной инициативы Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области и Молодежный парламент при Законодательном Собрании. Важным решением стало закрепление правила об установлении мер социальной поддержки законами Иркутской области.

Скрупулезная длительная работа велась комитетом над законом «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», которым установлен дифференцированный подход к распределению полномочий между муниципальным районом и входящим в его состав поселениями. Борис Алексеев добавил, что практика применения закона иногда показывает необходимость его корректировок. Так, в данный закон уже вносились изменения в части перераспределения полномочий, инициированные муниципальными образованиями.

В течение последних лет велась работа над законодательством о преобразовании, объединении либо упразднении отдельных муниципальных образований в Иркутской области. «Знаковым в 2014 году явилось принятие Закона области о преобразовании муниципальных образований, находящихся на территории Ангарского района Иркутской области, путем объединения поселений и создания вновь образованного Ангарского городского муниципального образования. Сейчас, по прошествии нескольких лет, мы убедились, что это было правильное решение, — отметил Борис Алексеев. — Впоследствии также были преобразованы Тарасовское и Ульканское муниципальные образования в Казачинском-Ленского районе, Белореченское и Мальтинское муниципальные образования в Усольском районе и другие. Главная цель этих преобразований - создание самодостаточных, экономически развитых муниципалитетов, способных в повседневном режиме решать вопросы местного значения».

В 2014 году был принят закон «Об отдельных вопросах, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Иркутской области», которым устанавливается порядок создания и деятельности координирующих органов (штабов), образец и порядок выдачи удостоверения и отличительной символики народного дружинника, порядок предоставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций. По словам Бориса Алексеева, к сожалению не все муниципальные образования пока включились в эту работу, при этом деятельность народных дружин имеет безусловный положительный эффект, поэтому данное направление необходимо развивать.

Большое внимание в современном мире отводится участию общества в управлении государством, в том числе через осуществление общественного контроля. В 2015 году был принят закон «Об общественном контроле в Иркутской области» принят во исполнение Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а в 2017 — «Об Общественной палате Иркутской области», который пришел на смену ранее действовавшему закону. В сентябре прошлого года в соответствии с данным законом был избран новый состав Общественной палаты Иркутской области, который, по мнению председателя комитета по госстроительству, отличается активностью и принципиальностью.

Действующим созывом Законодательного Собрания были внесены изменения в закон «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области», которыми перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, был дополнен такими категориями, как ветераны боевых действий и ветераны труда. Также был расширен дополнен перечень случаев оказания адвокатами, являющимися участниками областной государственной системы бесплатной юридической помощи.

Для усиления парламентского контроля были внесены изменения в областное законодательство, которыми введена новая форма осуществления контрольных полномочий —парламентский запрос, принимаемый большинством голосов депутатов Законодательного Собрания и направляемого от имени Законодательного Собрания в целом. «С момента внесения данных изменений Законодательным Собранием было принято уже 4 парламентских запроса. Однако за парламентариями также оставлено право пользоваться таким инструментом, как депутатский запрос, для принятия которого не требуется поддержка всего депутатского корпуса», — пояснил Борис Алексеев.

Борис Алексеев также отметил, что по инициативе комитет по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении в апреле этого года состоялся III Съезде представительных органов Иркутской области. В рамках съезда прошли заседания четырех тематических секций: «Совершенствование организации местного самоуправления на территории Иркутской области. Предпосылки и перспективы развития», «Экономика и бюджет», «Социальная политика», «Природопользование, экология и устойчивое развитие сельских территорий». «Муниципальные образования живо откликнулись на предложение участвовать в съезде и направили большое количество предложений для включения в резолюцию, — рассказал Борис Алексеев. — Одним из важных вопросов, поднятых на съезде, стала необходимость развития инициативного бюджетирования, вовлечения граждан в процесс осуществления различных мероприятий. Если люди будут принимать в этом непосредственное участие, то и к результату они будут относиться гораздо ответственнее и бережнее».

Еще одной важной темой для обсуждения на съезде стала необходимость разработки стандартов жизни. «Люди должны иметь комфортные условия жизни вне зависимости от численности населения того населенного пункта, где они проживают. Разработка стандартов, которые были бы равными для всех поселений в любой точке страны, позволила бы четко поставить цели, запланировать мероприятия по повышению качества жизни людей. Я думаю, что эта та тема, работа над которой продолжится Законодательным Собранием третьего созыва», — подытожил Борис Алексеев.

Похожие статьи