Михаил Щапов: Россию в ближайшие три года ожидает бюджет стагнации

Депутат Госдумы ФС РФ, член комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов рассказал о бюджете страны на встрече с журналистами в Иркутске

Депутат Госдумы ФС РФ, член комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов рассказал о бюджете страны на встрече с журналистами в Иркутске. По его мнению, в ближайшие три года Россию ожидает бюджет стагнации — с опорой на ожидаемый рост цены на нефть и минимальным уровнем экономического роста.

Говоря об основных параметрах федерального бюджета на 2018 — 2020 годы, Михаил Щапов отметил, что на первый взгляд картина вполне благополучна: общий планируемый объем доходов по сравнению с 2017 годом в бюджете-2018 вырос с 13,5 трлн руб. до 15,2 трлн. Расходы выросли значительно меньше: с 16,2 трлн до 16,5 трлн. Дефицит сократился с 2,7 трлн в 2017 до 1,27 трлн руб. в следующем году.

"Проблема в том, что бюджет на ближайшие три года принят, исходя из надежд на рост цены на нефть, а не на экономический рост. В качестве базового сценария для бюджета берется прогноз экономического роста в 2% при среднемировых показателях в 3%. Но мы прекрасно с вами знаем, что цены на нефть не зависят от решений правительства России. В следующем году они могут вырасти, как надеется правительство, а могут упасть. При этом сокращение расходов обеспечивается в том числе и за счет социальных статей. По сравнению с 2017 годом в следующем трехлетнем бюджете ассигнования на образование сокращаются почти на 100 млрд рублей, на здравоохранение — более чем на 60 млрд рублей. В условиях, когда все развитые страны считают развитие этих направлений основой экономического роста, нам предлагается на них экономить.

В бюджете практически нет решений, направленных на быстрое развитие. Хотя номинально расходы на национальную экономику вырастут с 2,07 трлн рублей до 2,4 трлн, по отношению к объему ВВП они устойчиво сокращаются. Если в 2017 году их доля составляла 2,8%, в 2018 это будет уже 2,5%, в 2019 — 2,3% и в 2020 году — 2,2 %. В общем объеме расходов федерального бюджета доля раздела «Национальная экономика» также уменьшится: с 15,2% в 2017 до 14,5% в 2018 и 2019 годах.

Это значит, что если вдруг не случится чудо и нефть не вырастет до 100 долларов за баррель, то мы так и будем прозябать на уровнях 1 — 2% роста ВВП в год", — отметил Михаил Щапов.

Для Иркутской области 2018 бюджетный год принесет некоторые потери в федеральных дотациях. "В целом, по нашим подсчетам, объем федеральных поступлений в Иркутскую область сократился с 21 миллиарда в этом году до немногим более 19 миллиардов в 2018. Потери составят более 1,5 млрд рублей.

Львиная доля придется на снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности — с 7,1 млрд рублей в 2017 году до 5,85 млрд в 2018 году. Таким образом Минфин РФ «оценил» рост налоговых поступлений, которого добился регион. Конечно, отчасти это компенсируется теми 714 млн рублей, который Иркутская область получила в виде гранта за ускоренные темпы роста налогооблагаемой базы. В регион они поступят, скорее всего только в следующем году.

Однако механизмы распределения таких поощрений крайне непрозрачны, на мой взгляд: при том, что наш регион получил одну из самых крупных сумм (средний размер поощрения составил примерно 500 млн рублей), Республике Саха-Якутия выделено более 2 млрд, хотя и население у нее меньше, и успехи не столь впечатляющи", — отметил депутат.

Наверстать снижение федеральных трансфертов возможно будет в течение года в ходе пересмотров бюджета, работая с федеральным центром. Однако сам по себе такой подход крайне несправедлив, отмечает депутат.

По ряду направлений область получит больше средств, чем в прошлом году. Например, субвенция на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений вырастет в полтора раза: с 0,8 млрд в нынешнем году до почти 1,2 млрд в 2018 году. Субсидия на поддержку программ по созданию благоприятной городской среды увеличится с 452 млн рублей в 2017 до 609 млн рублей в 2018 году. Дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы вырастет с 962 млн до почти 1,5 млрд.

"Приятно отметить, что в рамках исполнения ФЦП «Охрана озера Байкал» по линии Минприроды РФ запланировано в четыре с половиной раза больше средств, чем в 2017 году (1,1 млрд против 253 млн рублей), по линии Минстроя РФ объем финансирования сопоставим с суммами 2017 года (1,164 млрд против 1,076 млрд рублей)", — сообщил Михаил Щапов.

Похожие статьи