Верхнеленскому речному пароходству присвоен кредитный рейтинг

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Верхнеленское речное пароходство» на уровне ruBB+

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Верхнеленское речное пароходство» на уровне ruBB+. Прогноз по рейтингу — стабильный.

«Верхнеленское речное пароходство» осуществляет перевозку и перевалку грузов по реке Лене и ее притокам: Витиму, Вилюю, Алдану и др., от города Усть-Кут до Якутска, в навигационный период с мая по октябрь. В июле 2016 года компания, как составная часть бизнеса речных перевозок была приобретена новыми собственниками. Часть суммы сделки была рефинансирована привлеченным на баланс компании кредитом в объеме 770 млн руб. После выкупа актива в виде нескольких компаний, одной из которых выступает объект рейтинга, весь флот с других компаний был консолидирован на балансе ВЛРП. При этом вся контрактная база сконцентрирована на другой связанной компании — «Верхнеленская судоходная компания» (далее «ВЛСК»), которая на регулярной основе арендует флот у ВЛРП, и таким образом транслирует на ВЛРП большую часть операционных денежных потоков от рыночной клиентской базы.

Агентство отмечает, что для целей рейтингового анализа было разделено понимание группы компаний как бизнес-актива и объекта рейтинга в качестве заемщика. Группа компаний как бизнес-актив представляет собой совместную деятельность двух основных компаний (ВЛРП и ВЛСК) и иных связанных компаний, оказывающих услуги ремонта судов и технической поддержки. Вся долговая нагрузка группы компаний сконцентрирована на ВЛРП, выступающей объектом рейтинга. В этой связи отмечается, что консолидированные финансовые результаты группы компаний оцениваются выше, чем аналогичные параметры объекта рейтинга в качестве заемщика. Но в условиях отсутствия консолидированной отчетности группы компаний за основу в анализе была принята самостоятельная способность ВЛРП обслуживать весь долг с учетом значительной доли этой компании в денежных потоках и рентабельности всей группы. В этой связи, если в данном пресс-релизе не указано иное, любой перечисленный фактор относится к оценке объекта рейтинга в качестве заемщика без консолидации денежных потоков и финансовых результатов остальных компаний группы.

Ключевое положительное влияние на уровень рейтинга оказали устойчиво высокие показатели рентабельности. За период с 30 июня 2016 года по 30 июня 2017 года значения основных показателей рентабельности компании составили: ROA — 7%, ROE — 15,5%, ROS — 9%, рентабельность по EBITDA — 22%. Агентство отмечает, что новые владельцы компании провели ряд мер по внутренней оптимизации бизнес-процессов в компании в части улучшения логистики и эффективности использования флота на существующих маршрутах, совершенствованию систем по управлению снабжением, выстраиванию и детализации управленческого учета. Эти меры также позволили увеличить уровень рентабельности ВЛРП и группы компаний, что благоприятно влияет на оценку общего уровня стратегического обеспечения и корпоративного управления компанией. Вместе с тем, агентство негативно отмечает относительно небольшое время работы компании в рамках текущей структуры акционерного контроля (период наблюдения финансовых результатов компании под новым руководством - только один календарный год). Также отмечается наличие неопределенности в связи с возможными решениями собственников привлечь в будущем дополнительную долговую нагрузку под приобретение новых активов с окончательно неопределенной для агентства способностью генерировать соответствующий уровень денежных потоков для обслуживания дополнительного долга.

Позитивное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие показатели прогнозной и «стрессовой» ликвидности компании. На 30 июня 2017 года отношение скорректированных активов к балансовым обязательствам компании составило 1,32, что оценивается как высокий уровень «стрессовой» ликвидности согласно методологии агентства. Вместе с тем, отмечается умеренно негативное влияние, которое оказали на рейтинговую оценку умеренно низкие уровни абсолютной и текущей ликвидности (0,1 и 0,69, соответственно, на отчетную дату). Тем не менее, агентство принимает во внимание, что уровень ликвидности в межнавигационный период будет поддерживаться за счет невыбранного лимита по краткосрочной кредитной линии на финансирование оборотного капитала.

Рыночные и конкурентные позиции компании были отмечены в качестве позитивного фактора рейтинговой оценки. Рынок речных грузоперевозок в бассейне реки Лена в зоне деятельности компании оценивается как умеренно концентрированный. На рынке в основном оперируют три компании, в числе которых и ВЛРП. Компания находится на втором месте по общему количеству судов, что позволяет выделять позитивное влияние ее конкурентных позиций на уровень рейтинга. При этом, одновременно, сдерживающее влияние оказывает относительно высокая географическая концентрация деятельности, которая потенциально означает высокую уязвимость финансовых результатов компании от возможного снижения регионального спроса на речные перевозки или от природных условий, таких как рекордный уровень маловодности на реке Лене в 2017 году, отрицательно повлиявший на ожидаемую выручку компании.

Среди ключевых факторов, сдерживающих уровень рейтинговой оценки, были выделены умеренно высокие уровни текущей и общей долговой нагрузки компании. С учетом реклассификации в долговую нагрузку части кредиторской задолженности, рефинансированной в банке после отчетной даты, отношение долга на отчетную дату к EBITDA компании за 30.06.2016 — 30.06.2017 составило 3,25, при этом при оценке на уровне группы компаний по управленческой отчетности этот показатель, по расчетам агентства, равен 2,7. Отношение операционного денежного потока компании к долгу за тот же период составило 12%, при оценке на уровне группы компаний — 23%. В целом агентство отмечает хорошую способность группы компаний генерировать денежный поток для обслуживания долговой нагрузки. Значительная часть денежного потока группы приходится на ВЛРП, при этом минимальные положительные обороты по выручке и регулярность возобновления арендных отношений с ВЛСК закреплены на уровне ковенантных ограничений в кредитном договоре. Наличие строгих ограничительных условий в кредитном договоре, по мнению агентства, значительно снижает риски уменьшения выручки и денежных потоков, регулярно транслируемых от ВЛСК к ВЛРП, и способствует поддержанию высоких уровней рентабельности, ликвидности и достаточности денежных потоков на обслуживание долга у компании ВЛРП. Соблюдение ковенантных ограничений поддерживается наличием в залоге у кредитора части флота, обеспечивающего бесперебойность операционной деятельности компании.

Некоторое сдерживающее влияние на рейтинговую оценку также оказали умеренно низкий уровень информационной прозрачности компании (финансовая отчетность не публикуется в открытом доступе, консолидированная отчетность отсутствует), низкий уровень организации риск-менеджмента и невозможность оценить репутацию аудитора компании в сочетании с выражением мнения с оговоркой в аудиторском заключении за 2016 год. Оценка качества организации риск-менеджмента в основном связана с отсутствием в компании выделенного подразделения по управлению рисками, отсутствием карты операционных рисков и неполным страховым покрытием всей балансовой стоимости флота.

По данным отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета на 30 июня 2016 года активы компании составляли 2,5 млрд руб., капитал — 1 млрд руб., выручка за период с 30 июня 2016 года по 30 июня 2017 года — 1,6 млрд руб.