Новости Бизнес Недвижимость Карьера Личные финансы После работы Заметки на полях четверг, 24.08.2017, 08:08
Главная > Новости > Репортаж

..
Центробанк РФ

USD 59.13 (+0.09)
EUR 69.56 (-0.03)
10 CNY 88.73 (+0.08)

Информер праздники сегодня

Актуально

Алексей Гордин: Иркутская область обязана быстро перестроиться и войти в цифровой мир

2017-03-09 05:19:35
Алексей Гордин – исполнительный директор Иркутской региональной общественной организации развития гражданского общества «Клуб «Губерния», автор проекта Байкальской школы прикладной политэкономии рассказывает о некоторых итогах работы клуба, о ближайших практических делах клуба. Главная цель Клуба – изучить успешный мировой и российский опыт развития территорий, увидеть новые возможности для развития Иркутской области и, учитывая современные тенденции и новые технологии, практически осуществить современные проекты во благо нашего региона.


- Алексей Анатольевич, добрый день! Клуб «Губерния», созданный несколько лет назад, был задуман как дискуссионная площадка, которая не только обсуждает перспективные и текущие дела нашего региона, но и организует и ведет ряд благотворительных проектов. Сегодня мы видим, что клуб начал двигаться в сторону расширения своих связей с региональных до общероссийских. Расскажите, с чем это было связано, и какие успехи уже достигнуты в этом направлении.


- Несколько лет назад Клуб «Губерния» принял программу изучения опыта развития тех субъектов Российской Федерации, которые добились значительных успехов в развитии своих территорий. Эта идея была предложена президентом Клуба Дмитрием Геннадьевичем Матвеевым, и сегодня она уже дала свои первые положительные результаты. Зачем нам это надо было?

Поскольку клуб объединяет людей, которым судьба города и региона небезразлична, мы видим, что Иркутская область до сих пор не имеет стратегии развития туристической отрасли, которая бы отвечала современным тенденциям. Без видения того, куда нам двигаться, развитием территории заниматься бессмысленно.

На сегодняшний день Клуб Губерния стал партнером Клуба «Байкальские стратегии», чтобы совместными усилиями подготовить проект «Великое озеро великой страны».

Одним из эффективных методов создания такой стратегии, безусловно, является изучение опыта успешных регионов. Изучение такого опыта началось с планирования: куда в первую очередь отправиться и что смотреть, с кем знакомиться. Прежде чем я подробно остановлюсь на конкретных примерах, выскажу несколько идей относительно нашего главного приоритета интересов.

Одной из тем, которой мы посвящаем нашу работу, является туристическая отрасль экономики. Как показывает мировой и российский опыт, туризм - это перспективно и современно. Мы привыкли, что в нашем регионе основу экономики составляют привычные для эпохи индустриализации отрасли: газ, нефть, уголь, лес, полезные ископаемые. Все это правильно, но мы уже живем в другом мире, который давно шагнул в информационную эпоху. Поэтому мы просто обязаны быстро перестроиться, перешагнуть стадию постиндустриализации и войти в цифровой мир с соответствующим этой эпохе набором экономических инструментов. Поэтому туристическая отрасль, как раз и является одним из таких экономических инструментов. Я не великий специалист в этой теме, но как человек, занимающийся прикладной политэкономией, могу однозначно сказать, что туристическая отрасль перспективна в цифровую эпоху, поскольку она позволяет создавать такие проекты, в которых задействованы все современные технологии.

- Почему первая поездка участников Клуба состоялась именно в Сочи?

Поездка в Сочи состоялась в 2015 году. В этот момент Сочи уже был самым раскрученным туристическим регионом, поэтому 10 участников клуба отправились именно туда. В ходе поездки мы провели ряд интересных встреч - с мэром города, с депутатским корпусом, с разными экспертами и специалистами. Мы посмотрели олимпийские объекты.
Что мы вынесли из этой поездки? Сегодня мы понимаем, что финансы надо привлекать из федерального центра и искать частных инвесторов. Но, для того, чтобы привлечь инвестиции, нужно привлечь внимание федералов, чтобы привлечь внимание федералов - нужны события. Какие это должны быть события? Это крупные культурные и спортивные мероприятия.




Другой полезный вывод, который мы сделали: наличие сплоченной команды, когда руководство региона, города, депутатский корпус, власть на всех уровнях работает в едином порыве.

- Почему Республика Татарстан привлекла внимание «Губернии»?

Татарстан не только один из самых эффективно развивающихся субъектов в России, он, пожалуй, и самый интересный. В республике работает творческий подход и заключается он в том, что в Татарстане власть создает преимущества своего региона сама.


Во-первых, в основе всего лежит четкая работа власти, существует преемственность в ее работе. Главная стратегия, созданная еще Минтимером Шаймиевым, не меняется, даже если приходят новые люди. Тот задел был подхвачен и развит сегодняшней командой.

Во-вторых, это качественная кадровая политика. В Татарстане за основ взяли сингапурский опыт. Все руководство Татарстана училось в Сингапуре. Затем этот сингапурский опыт подготовки кадров был перенесен в республику. Руководство Татарстана поручило разработать аналогичную программу республиканским вузам, и сейчас по этой адаптированной программе осуществляется подготовка и аттестация всех кадров всех уровней власти.



В-третьих, в республике Татарстанработает четкая ориентированность на привлечение федеральных денег. Сейчас в Казани работают 35 целевых федеральных программ.

Приведу два примера, которые поразили своим оригинальным подходом создания эффективных проектов буквально с нуля.

В республике четко увидели, что IT-сфера экономики имеет огромный потенциал и будет востребована в будущем еще больше. Поэтому на территории площадью 1000х1000 км был создан город и одноименный Университет - Иннополис. Это образовательный проект, где идет подготовка специалистов в IT-сфере. Проект открыт для тех, кто хочет не только обучаться в этой сфере, но и создавать свои смелые проекты и внедрять их в практическую плоскость. В городе создана вся социальная инфраструктура, все современные условия для жизни и работы. Иннополис открыт для молодых, смелых и талантливых ребят, можно подать заявку на сайте этого города будущего и стать участником программы и жителем города.

Второй такой проект связан с древней историей Поволжья и является доказательством оригинального подхода правительства Республики Татарстан в организации экономических инструментов развития региона. В 8 - 10 веках на территории республики болгары основали государство Волжскую Болгарию. В 10 - 11 веках Болгар был столицей этого государства. В 922 году болгары приняли ислам, который стал духовной основой этого государства, а также определил традиции, которые до сих пор определяют духовную и материальную жизнь современного Татарстана. Сегодня доказано, что Волжская Болгария представляла собой раннесредневековую цивилизацию, которая принесла на территорию современного Татарстана и России ислам. Историко-архитектурный комплекс Болгар внесен в наследие Юнеско, и для мусульман посетить Болгар - это совершить малый хадж. Ежегодно 300 тысяч паломников приезжают в Болгар, что является не только духовным событием в жизни мусульман России, но и успешно организует финансовые потоки в бюджет Татарстана.

Для нас этот пример весьма полезен. Давно известно, что Байкал и Ольхон для жителей Юго-Восточной Азии - это сакральное место. На Байкал едут туристы из Кореи, Китая, Японии, чтобы поклониться великому озеру и отдать ему дань своего уважения. Увидеть в этом особый ресурс для развития экологичного туристического потока всех приверженцев буддизма, шаманизма и других мировых религий, для которых Байкал является святым местом, создать условия для приезжающих на Байкал на уровне мировых стандартов - вот проект, который мы можем осуществить и который принесет и духовную, и материальную пользу нашему региону.

Мы увидели еще один грамотный подход в развитии экономики Татарстана. В республике смогли сохранить региональные бренды. Компания «Татспиртпром» - эта региональная компания, которая приносит 12 млрд доходов в федеральный бюджет и 7,5 млрд в республиканский. Она продает свою продукцию по всему миру. Рост продаж компании в 2016 году составил 105%. Нам тоже пора задуматься о возрождении наших региональных брендов, которые когда-то у нас были.

Восхищает тот открытый и практичный подход властей Татарстана в работе с партнерами, как в России, так и за рубежом. Конкурс по Иннополису выиграла сингапурская компания. Бренд «1000 и 1 одно удовольствие» - это туристический бренд Татарстана, выиграла английская компания. Такой опыт нам надо перенимать, тем более, что потенциал для его применения в Иркутской области есть.

- Какие планы наметил Клуб на ближайшее время?

Сейчас мы планируем поездку в Пермский край. Почему Пермский край? Во-первых, Пермский край аналогичен нашей территории и по потенциалу, и по населению. В крае присутствует та же экономическая структура промышленности, что и в нашей области: авиамоторная, авиационная, лесная промышленность. Во-вторых, нам интересен опыт Пермского края своей системой подготовки муниципальных кадров. Сегодня они считаются лидерами по этой теме в России.

Третий фактор, который нам интересен - это опыт построения агломерации. Сегодня есть такая теория: мир стремиться не к субъектной системе развития территорий, а к агломерационной. Все будет развиваться вокруг крупных городов и их спутников. Пермь в этом смысле входит в тройку самых перспективных агломераций в России.

Еще один проект в Перми, который вызывает наш большой интерес: муниципальный университет, проект которого поддерживает Лукойл. Проект направлен на обучение глав муниципальных образований, председателей Дум муниципальных образований. В процессе обучения муниципальные кадры изучают алгоритм планирования настоящего и будущего территорий, учатся находить возможности для формирования и пополнения бюджетов, исходя из возможностей и ресурсов своих территорий.




В апреле (27 - 28 апреля) в Перми состоится съезд муниципалитетов, где будут представлены практические кейсы различных муниципальных образований, как результат работы муниципального университета.

В ходе поездки наша группа встретится с депутатским корпусом, с теми структурами власти, которые курируют промышленность, туризм, молодежную политику. Мы увидим крупные предприятия края: «ТГК-9» , «Уралкалий», «Пермские моторы». Запланировано посещение ряда муниципалитетов, которые войдут в агломерацию. В эту поездку мы пригласили партнеров - Ассоциацию муниципальных образований Иркутской области.

Осенью 2017 года мы планируем двойную поездку Белгород-Калуга. Белгород по рейтингу развивающихся субъектов после Татарстана второй по России. Чем интересен для нас Белгород? Это сельскохозяйственный регион. Для Иркутской области это важная сфера экономики и в ближайшем будущем, в связи с разными внешними обстоятельствами, она будет активно развиваться. Поэтому изучить опыт Белгорода и перенести его в нашу Иркутскую область также важно.

Калуга - это логистический, промышленный, интеллектуальный, инновационный центр. Все эти сферы представлены и у нас, поэтому увидеть, как в Калуге с учетом современных реалий развивают свои проекты важно. После каждой поездки мы не только обсуждаем увиденное, мы адаптируем опыт наших коллег для Иркутской области. Таким образом наш проект стратегии развития региона наполняется конкретикой.

Очень радует тот факт, что буквально на днях состоялось историческое событие: в Сочи было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Татарстаном и Иркутской областью.

Сегодня Клуб «Губерния» занимается экономическими проблемами, мы переосмысливаем опыт успешных субъектов и адаптируем к нашим условиям для практического применения. Нам нужны смелые проекты, которые бы двигали нашу область в будущее, создавали привлекательный образ области для инвесторов, создавали хорошие условия для жителей нашего региона. Эта работа для нас является главной.

Ссылки по теме:

Марина Антонова




Комментарии




Ваше имя:

Текст записи:



http://snews.ru
При использовании материалов сайта, ссылка на РИА «Сибирские новости» — обязательна!