Вы здесь

Дмитрий Бердников: Хочется надеяться, что попытка области забрать полномочия по распоряжению неразграниченными землями – предновогодняя шутка

Дмитрий Бердников: Хочется надеяться, что попытка области забрать полномочия по распоряжению неразграниченными землями – предновогодняя шутка

Мэр Иркутска Дмитрий Бердников поднял вопрос о возможном перераспределении полномочий по распоряжению неразграниченными землями в Иркутске на заседании Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований 24 декабря.

«Деятельность городской администрации уже на протяжении почти четырех лет направлена на максимальное улучшение условий проживания наших горожан. И за это время произошло весомое преображение областного центра. Приведено в порядок, создано 68 общественных пространств общей площадью более 3 млн кв. м, выполнен беспрецедентный по объему ремонт дорог, реконструкция дорожного полотна — это 2,5 млн кв. м, построено четыре новых школы, 21 детский сад, отремонтировано и построено шесть физкультурно-оздоровительных комплексов. Все эти изменения были бы невозможны без стабильного бюджета, без его положительной динамики, — подчеркнул глава города. — Мы ведем активную работу по увеличению доходной части городской казны, выполняем в полном объеме все обязательства по государственным программам, стараемся повышать свою финансовую автономность. Это позволяет нам сохранять все социальные обязательства перед горожанами, и при этом обеспечивать дальнейшее развитие города».

Именно поэтому, по мнению Д. Бердникова, у города должны быть полномочия для перспективного развития, а именно принимать самостоятельные решения по ключевым направлениям. Это неотъемлемое право любого муниципалитета, в том числе и по распоряжению неразграниченными землями, формирования градостроительной политики.

«Однако правительство региона считает по-другому. Не так давно за подписью губернатора подготовлены законопроекты о внесении изменений в закон Иркутской области о перераспределении полномочий между органами МСУ и правительством Иркутской области. Поправки касаются распоряжения земельными участками, а также перераспределения полномочий в сфере градостроительной деятельности. При этом особо подчеркну, спешно подготовлены поправки. Они противоречат не только федеральному законодательству, но и здравому смыслу. Более того, нарушают права и законные интересы жителей Иркутска», — подчеркнул мэр Иркутска.

Глава города привел аргументы в пользу своей позиции, отметив, что законопроекты нарушают ни одну юридическую норму, имеют ряд неопределенных положений, что влечет возможность возникновения дублирующих полномочий у органов МСУ и правительства Иркутской области.

«Кроме того, неопределенность в вопросе об объеме передаваемых полномочий и вовсе может рассматриваться как нарушение конституционных принципов. Законопроектом предлагается отнести все перераспределяемые полномочия к компетенции Иркутской области, но при этом абсолютно игнорируется то, что полномочия по утверждению генерального плана и правил землепользования принадлежат исключительно муниципальному образованию. Согласно определению Конституционного суда РФ, полномочия отнесенные исключительно к компетенции местного самоуправления, не подлежат перераспределению.

У граждан должна быть возможность влиять на содержание главных градостроительных документов — генпалан и правил землепользования и застройки. Именно поэтому они утверждаются представительным органом власти муниципального образования. И региональный законодатель при перераспределении полномочий должен руководствоваться этим конституционным принципом - максимальное приближение граждан к местному самоуправлению», — считает Дмитрий Бердников.

По его мнению, перераспределение полномочий по утверждению генплана Иркутска может воспрепятствовать решению вопросов местного значения. Подготовка документов территориального планирования лежит в основе стратегии и планов программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. Она учитывает принятые программы и реализуемые за счет местных бюджетов. В генеральном плане муниципалитета должны быть отображены все те области, которые непосредственно связаны с решением вопросов местного значения. «То есть, нас фактически хотят лишить возможности заниматься городским хозяйством, осуществлять свои непосредственные полномочия. Это абсолютно не соответствует конституционному принципу наибольшего приближения местного самоуправления к населению, требованиям федерального закона об общих принципах МСУ и градостроительному кодексу», — подчеркнул мэр Иркутска, отметив также, что данный вывод подтверждается и на практике. Подобная ситуация была в Екатеринбурге и Владивостоке, где после нескольких лет региональные власти вернули полномочия муниципалитетам, не получив положительный опыт в этой сфере.

«За период реализации правительством Иркутской области полномочий по предоставлению земельных участков, госсобственность на которые не разграничена, мы столкнулись с рядом проблем, — отметил Дмитрий Бердников. — Одна из них — ненадлежащий контроль за использованием земельных участков со стороны министерства имущественных отношений. Только с 2015 по 2018 годы администрация Иркутска выявила 62 площадки, незаконно вовлеченных в гражданский оборот.

Сейчас перед нами стоит задача перевести все наши школы, согласно указу Президента, на односменный режим обучения. Для этого у нас создана программа комплексного развития социальной инфраструктуры и до 2030 года нам необходимо построить 60 школ и минимум 90 — 95 детских садов. При условии, конечно же, передачи земельных участков в муниципальную собственность», — сказал глава города.

Он подчеркнул, что было приложено немало сил, чтобы выстроить четкую, внятную, последовательную градостроительную политику в городе Иркутске, причем на долгие годы вперед. «Хотелось бы надеяться, что все эти посылы, о которых я сегодня сказал, остались бы все-таки предновогодней шуткой. Иркутяне народ с юмором, мы бы, конечно, все это оценили по достоинству», — подытожил Дмитрий Бердников.

Похожие статьи