Игорь Мельников: Необходимость существования транспортной прокуратуры доказана временем

Игорь Мельников: Необходимость существования транспортной прокуратуры доказана временем

Российская прокуратура 12 января 2022 года празднует свое 300-летие. По всей стране пройдут праздничные мероприятия, приуроченные к этой дате. Российская прокуратура была учреждена указом Петра I от 12 января 1722 года.

Обойти стороной столь значимое событие невозможно. ИА «Сибирские новости» встретились с Восточно-Сибирским транспортным прокурором Игорем Мельниковым, чтобы поговорить об одном из интереснейших и сложнейших направлений прокурорского надзора.

- Игорь Анатольевич, вы считаете правильно, что транспортная инфраструктура вот так выделена под надзор по линии прокуратуры?

- Вы знаете, история нас рассудила. За время существования транспортных прокурату, они не раз ликвидировались, и через относительно непродолжительное время восстанавливались. То есть, целесообразность существования транспортных прокуратур, каждый раз проходила переоценку.

Могу сказать по своему опыту. Когда в 2001 году была ликвидирована Восточно-Сибирская транспортная прокуратура, прокуратуры районного звена - Иркутская транспортная, Байкало-Ангарская, Благовещенская и так далее - они все остались и по территориальности вошли в состав областных, республиканских прокуратур. Работать было сложновато. ВСЖД, например, не ограничена же границами Иркутской области, или БАМ, или Транссиб. То есть надзор выходил разорванный. Корабли и самолеты ведь тоже не в пределах одного региона курсируют.

 

В начале 30-х годов XX века началась индустриализация страны, резко возросла роль транспорта, и одновременно обострились имеющиеся на нем проблемы. Тогда возникла необходимость в специализированном прокурорском надзоре.

Прокуратуры, создаваемые для надзора на железнодорожном и водном транспорте в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, изначально были военными. В 1934 году в Иркутске в связи с образованием Восточно-Сибирской железной дороги стала действовать военная прокуратура ВСЖД.

В военное время транспортные прокуроры обеспечивали надзор за бесперебойной работой транспорта, поддержанием на нем трудовой дисциплины, а также борьбой с преступностью, особенно хищениями. Приоритетным стал надзор за обеспечением беспрепятственного движения воинских эшелонов с личным составом и военной техникой с востока на запад страны, а также техники, оборудования и материалов, поставлявшихся по ленд-лизу из США. Одним из самых сложных было лето 1945 года, когда велась массовая переброска войск в Забайкалье и на Дальний Восток для военной операции по разгрому Квантунской армии.

В 1948 году транспортные прокуратуры перестали быть военными. А в 1960 году в рамках политики строительства коммунизма и усиления влияния общественности в борьбе с правонарушениями началось сокращение правоохранительной системы. Транспортные прокуратуры были упразднены.

Спустя 20 лет, в 1980 году в условиях роста транспортных перевозок, развития транспортной системы страны, в том числе начала строительства БАМа, а также ухудшения криминогенной обстановки на транспорте была образована Восточно-Сибирская транспортная прокуратура. Под ее надзор вошли объекты транспорта в Иркутской области, республиках Бурятия и Саха (Якутия).

В январе 2001 года Генеральная прокуратура РФ приняла решение о переподчинении транспортных прокуратур районного уровня прокурорам субъектов Российской Федерации. Транспортные прокуратуры вышестоящего уровня, в том числе Восточно-Сибирская, были ликвидированы.

Однако уже через шесть лет, в 2007 году Восточно-Сибирская транспортная прокуратура образована вновь. Была поставлена задача по повышению эффективности работы транспортной системы как важнейшего инструмента роста экономики и таможенной сферы как одного из основных источников наполнения бюджета государства.

 

- Мы когда последний раз с вами встречались (в 2017 году - прим. ред.), вы были прокурором Иркутской области. Сейчас изменилась сфера ответственности, география расширилась. Сложнее стало работать?

- Да уж, территория расширилась в пять раз - Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская область, Якутия. Скажем так, от Тайшета до Благовещенска и до Северного ледовитого океана вверх. Мне часто задают этот вопрос. И в территориальном смысле да, наверное, сложнее.

С другой стороны, сузился, казалось бы, предмет надзора – сфера транспорта, уменьшилось количество объектов надзора – воздушный, водный и железнодорожный транспорт, а также таможня. Но! При этом мы осуществляем надзор за исполнением всех видов законодательства – и трудового, и гражданского, и природоохранного, и многих других направлений. То есть, любое законодательство, если его нарушение происходит в сфере деятельности транспорта.

Само транспортное законодательство вполне обоснованно можно рассматривать как самостоятельную отрасль права – это сложное, очень динамичное законодательство со множеством подзаконных актов.

Понимать так, что наш вопрос, как самолеты летают, как колеса у поезда крутятся и как двигатель у корабля работает – это неправильно.

Что бросилось сразу в глаза здесь: да, количество нарушений, мер прокурорского реагирования, конечно, в десятки раз меньше, чем на территории. Но когда мы доходим до главы ущерб, вот такое мне на территории и не снилось даже. Здесь что ни уголовное дело, так ущерб миллиард – полтора миллиарда рублей. Практически все это бюджетные деньги, потому что именно оттуда в основном идет финансирование реконструкции транспортного комплекса.

- При всей многозадачности есть ли какой-то приоритет в вашей работе?

- Приоритет – безопасность на транспорте, в том числе антитеррористическая защищённость. Защита прав сотрудников поднадзорных предприятий, пассажиров, а также предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере транспорта.

Особое внимание транспортные прокуроры уделяют реализации национальных проектов, комплексного плана строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры.

В числе основных задач также надзор за исполнением законодательства в таможенной сфере, в том числе при экспорте за границу стратегически важных товаров и ресурсов.

- Пандемия наложила отпечаток на вашу работу? Серьёзно сократился пассажиропоток, сказалось ли это на количестве происшествий на транспорте и стало ли меньше работы у транспортных прокуроров?

- Пандемия коснулась всех. А работы нам только добавилось, в том числе в части надзора за соблюдением прав пассажиров на всех видах транспорта в связи с вводимыми ограничениями. Здесь же защита прав медицинских работников на получение дополнительных выплат. Обеспечение прав сотрудников транспорта на своевременную оплату труда с учётом сокращения объёмов перевозок. Защита прав предпринимателей в части ограничения контрольных мероприятий и другие вопросы.

Безусловно сокращение объема пассажирских перевозок в 2020 году серьезно отразилось на транспортной отрасли, особенно на воздушном транспорте. Кстати, в 2021 году объём перевозок вырос (на воздушном транспорте, например, на 66%), хотя «допандемийных» показателей до сих пор не достиг.

Да, количество транспортных происшествий в 2020 году сократилось, но в 2021 году вновь отмечен их рост. Значительный рост в Якутии, за счёт воздушных перевозок. 

При этом, несмотря на ухудшение финансового состояния предприятий отрасли, удалось не допустить возникновения задолженности по заработной плате на поднадзорных предприятиях транспорта и иных существенных нарушений законодательства.

- Итоги года подводить рано, но всё же, обозначьте ключевые, по вашему мнению, точки уходящего года.

- На ВСЖД в 2021 году не было допущено транспортных происшествий, повлекших длительные перерывы в движении поездов, разрушение объектов транспортной инфраструктуры, нарушение прав граждан. Сократилось количество случаев травмирования граждан подвижным составом. Не допущено роста производственного травматизма, не было групповых случаев травмирования. На предприятиях магистрали отсутствует задолженность по зарплате.

Не допущено срывов Северного завоза грузов. В результате принятых нами мер органы власти на поднадзорных территориях реализовывали дополнительные меры по обеспечению транспортной доступности удалённых территорий.

Определенных положительных результатов удалось достичь в части противодействия незаконному вывозу древесины за пределы таможенной границы Евразийского экономического союза. Разработаны эффективные алгоритмы проведения комплексных проверок для пресечения цепочек контрабанды, а также установления всех причастных к ней участников внешнеэкономической деятельности, лесопользователей. Возбуждаются и расследуются уголовные дела о контрабанде леса и лесоматериалов, в том числе по результатам прокурорских проверок.

Крайне важное для нас направление - противодействие коррупции. Число выявленных нарушений в этой сфере остается значительным – порядка 450 случаев. Подавляющее большинство нарушений прокуроры устанавливают по результатам проверок достоверности представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Распространены нарушения антикоррупционного законодательства в части неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. Принимались меры по фактам неисполнения организациями обязанностей по предупреждению коррупции, в части непринятия мер по разработке соответствующих локальных актов, не назначения ответственных лиц за профилактику коррупционных правонарушений и т.п.

Нарушения выявлялись в структурных подразделениях ОАО «РЖД», таможенных органах, органах внутренних дел на транспорте.

За 11 месяцев 2021 года поднадзорные правоохранительные органы зарегистрировали 173 коррупционных преступления (254 за тот же период 2020 года). Преступления связаны с фактами хищений на объектах транспорта, взяточничеством. Суды с участием транспортных прокуроров постановили 65 обвинительных приговоров в отношении 66 лиц, в их числе должностные лица структурных подразделений ОАО «РЖД», правоохранительных органов, коммерческих организаций, а также граждане-взяткодатели.

- Наиболее серьезные происшествия этого года, на которых была сосредоточена работа транспортной прокуратуры?

- Нельзя сказать, что работа прокуратуры сосредотачивается на каком-то конкретном происшествии. Ведомство работает системно. Надзорные мероприятия планируются, исходя из состояния законности и имеющейся информации о нарушениях законодательства. По всем без исключения фактам транспортных происшествий, допущенных поднадзорными организациями, проводятся прокурорские проверки.

Вместе с тем, в этом году произошло две авиакатастрофы, в которых погибло 13 человек.

В катастрофе пассажирского судна ООО «Аэросервис» 12 сентября в районе села Казачинское Иркутской области погибло четыре человека. По факту катастрофы расследуется уголовное дело.

Прокурорские проверки прошли в авиакомпании, в аэропорту вылета в Иркутске и в пункте назначения на посадочной площадке Казачинск. Везде выявлены нарушения. По результатам проверок внесено семь представлений, шесть лиц привлечено к административной ответственности.

При этом подчеркну, что МАК свое заключение о причине аварии еще не выдал. Выявленные нарушения, конечно, серьезные, но ни одно из них я не могу поставить в прямую причинно-следственную связь с тем, что произошло. Когда МАК выдаст свое заключение, можно будет говорить более предметно.

В катастрофе грузового самолета Ан-12 БК ОАО «Авиакомпания «Гродно» (Республика Беларусь) 3 ноября погибло девять человек. Прокуратура с привлечением специалистов Госавианадзора провела проверки в аэропорту вылета рейса из Якутска и прилёта в Иркутск, а также в Аэронавигации Восточной Сибири. Нарушений требований законов не установлено.

По факту крушения воздушного судна возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Расследование ведет аппарат СК России.

Кроме того, 2 декабря самолет А-321 авиакомпании «Сибирь» совершил вынужденную посадку в аэропорту Иркутска. При этом службы аэропорта приняли все необходимые меры.

Оценку действиям экипажей не поднадзорных нам авиакомпаний «Гродно» и «Сибирь» дадут правоохранительные органы в рамках расследуемых уголовных дел и прокуроры, осуществляющие надзор за деятельностью этих эксплуатантов.

- Можно как-то систематизировать причины происшествий на транспорте?

- 99,9% - человеческий фактор.

- А природные явления, погодные условия?

- И даже погодные условия – это человеческий фактор. На мой взгляд, у нас федеральные авиационные правила очень много прав дают командиру воздушного судна. Там есть, конечно, ограничения для каждого пилота, по видимости, по кромке облачности и так далее. Но разбег большой. Как в уголовном кодексе разбег – от 7 до 15 лет – можно дать 8 лет, а можно – 14, и все это будет законно. Здесь то же самое, все эти допуски тоже с достаточно большим разбегом. А решение командира воздушного судна – это, так или иначе, субъективный фактор. По моему мнению, правильнее было бы установить четко: при видимости столько-то, при кромке облаков столько-то посадка запрещена.

Опять же, пока нет официального заключения, но вернемся к белорусскому самолету. Пурга, снег, ничего не видно, почему он пошел на посадку, почему он вообще вылетел из Якутска, погодные условия же были известны. Ответы на эти вопросы даст следствие.

В части водного транспорта можно также упомянуть еще сложные участки рек в Ленском бассейне внутренних водных путей. Из года в год здесь допускается основное число транспортных происшествий на воде.

Попустительское отношение должностных лиц транспортной сферы к своим обязанностям является причиной значительного числа происшествий. В случаях причинения тяжких последствий им грозит уголовная ответственность. В 2021 году правоохранительные органы возбудили 15 уголовных дел о преступлениях в этой сфере правоотношений. Шесть из них суды рассмотрели, вынесены обвинительные приговоры.

Так, в августе Ангарский городской суд вынес приговор по уголовному делу в отношении двух железнодорожников. Они признаны виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшем причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 263 УК РФ).

Напомню, на станции Мегет ВСЖД 28 января 2020 года произошло крушение грузового поезда: с рельсов сошел локомотив и 30 вагонов с углем, повреждено 313 м железнодорожного пути. Общая сумма ущерба ОАО «РЖД» и собственникам железнодорожных вагонов составила 42 млн руб.

Установлено, что основной причиной схода стали нарушения требований должностных инструкций и ряда нормативно-правовых документов, допущенные электромехаником и начальником участка при ремонте стрелочного перевода. Суд признал подсудимых виновными и назначил наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год 6 месяцев.

- На каких видах транспорта выявляется больше нарушений? По-обывательски, какой вид транспорта самый опасный?

- Не думаю, что статистика выявляемых нарушений каким-то образом поможет ответить на вопрос: «Какой вид транспорта самый опасный?»

Объясню почему. Нарушения – это неисполнение норм законодательства. Их тем больше, чем больше объектов проверок (железнодорожный - больше всего, затем воздушный и водный). Кроме того, не каждая нарушенная норма напрямую влияет на безопасность. Например, ведение необходимой документации, своевременность выплаты заработной платы и тому подобное.

По данным статистики, самый безопасный вид транспорта – самолёт, хотя результаты социологических опросов показывают, что большинство людей чаще всего доверяют поездкам на поезде.

- Как обстоит ситуация в части соблюдения законности в сфере госзакупок и инвестиций в дорожную инфраструктуру?

- Я уже говорил, что прокуратура уделяет особое внимание реализации национальных проектов, комплексного плана строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры.

В числе приоритетных – надзор за расходованием государственных средств, выделенных для реализации крупных инфраструктурных проектов в сфере железнодорожного и воздушного транспорта. В 2021 году, например, на эти цели выделено более 120 млрд руб. На поднадзорной прокуратуре территории ведется строительство или реконструкция около 500 объектов только железнодорожного транспорта.

В текущем году транспортные прокуроры выявили более 500 нарушений, в целях устранения которых применено свыше 150 различных мер прокурорского реагирования. 46 должностных лиц привлечены к ответственности, дисциплинарной и административной. Сумма наложенных штрафов превысила 9 млн руб. По результатам прокурорских проверок расследуется восемь уголовных дел по фактам хищения, превышения должностных полномочий, служебного подлога и др.

 

Хищения бюджетных средств относятся к числу угроз национальной безопасности Российской Федерации. Финансовые средства, предназначенные для выполнения оборонных заказов, развития транспортной инфраструктуры, социальных проектов и программ имеют важное экономическое, политическое и социальное значение. Практика прокурорского надзора показывает, что в ходе строительства объектов допускаются многочисленные факты хищения бюджетных средств посредством приемки фактически невыполненных работ, замены строительных материалов на более дешевые аналоги, нарушения технологии производства. В большинстве случаев хищение бюджетных средств напрямую связано с коррупционными преступлениями.

 

На контроле прокуратуры находится расследование девяти уголовных дел по фактам хищения государственных средств при строительстве объектов Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей на общую сумму свыше 2,5 млрд руб.

Органы СК России по Восточно-Сибирскому полигону возбудили в этом году пять уголовных дел, связанных с хищением бюджетных средств. К уголовной ответственности за коррупционные преступления привлекается шесть работников ВСЖД, относящихся к руководящему составу. Каждое такое дело стоит на особом контроле у надзирающего прокурора. С начала года следствие направило в суд два уголовных дела, одно из них рассмотрено с вынесением обвинительного приговора.

Поднадзорные правоохранительные органы расследуют два коррупционных уголовных дела по факту хищения денежных средств при строительстве (реконструкции) объектов железнодорожного и воздушного транспорта.

Отдел по расследованию особо важных дел ВМСУт СК России расследует уголовное дело по факту хищения 1,5 млрд руб. при выполнении комплекса строительно-монтажных работ на объектах «Железнодорожная инфраструктура на участке Лена-Восточная - Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги» (строительство второго пути на перегонах Дабан – Гоуджекит и Кунерма - Дельбичинда).

Следственный отдел Благовещенского ЛО МВД России на транспорте расследует уголовное по факту хищения более 72,5 млн руб., выделенных на выполнение строительно-монтажных работ в ходе реконструкции аэропорта Благовещенск.

- Ситуация с железнодорожными переездами – притча во языцех. В подавляющем большинстве случаев в ДТП на переездах виноваты водители. Как, по вашему мнению, решить эту проблему?

- Вопросы обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах неоднократно обсуждались на различных совещаниях с участием органов власти области, представителями ГИБДД, ВСЖД.

Действительно, во всех случаях ДТП виноваты водители, не соблюдающие правила дорожного движения. При этом никакое оборудование переездов, даже установка видеофиксаторов, проблему не решает. Единственный способ, который, на мой взгляд, разрешит этот вопрос – строительство путепроводов с целью сокращения, а возможно и ликвидации, переездов. Лучше проехать лишний километр, но сохранить жизнь, как свою, так и порой локомотивной бригады.

Несмотря на то, что количество ДТП на ВСЖД сократилось, ситуация остается на контроле. Проблема в том, что нет нормативов, которые бы запрещали пересечение автомобильной дороги с железнодорожными путями в одной плоскости. И обязать строить путепроводы мы никого не можем, тем более, это достаточно дорогостоящие объекты, это не два шлагбаума поставить, пусть даже с подъемными щитами. Тем не менее, подвижки в этом направлении в последние годы есть.

 

Например, осенью 2020 года был открыт путепровод через железную дорогу в поселке Залари Иркутской области. Он объединил две части поселка, а также соседние районы.

Строительство путепровода через железнодорожное полотно ВСЖД позволило ликвидировать железнодорожный переезд и сделать переход безопасным для жителей.

Причем, идея строительства путепровода родилась еще в 80-х годах. Однако возводить объект начали в 2018 году. Его общая стоимость превысила 420 млн руб. На 93% объект софинансировал областной бюджет, также привлекались средства местного и муниципального бюджетов. Подрядчиком выступила «Дорожная служба Иркутской области». Протяженность путепровода составила 1,68 км.

В планах новый путепровод на км 16+471 участка Усть-Кут — Верхнемарково. Федеральный центр принял решение о его строительстве в связи с развитием промышленного нефтеперерабатывающего кластера в Усть-Кутском районе. Протяжённость сооружения будет около 400 м, ширина — 10 м. Возведение путепровода поможет ликвидировать пересечение автомобильной дороги и железнодорожных путей для обеспечения безопасного и удобного движения.

В 2022 году планируют построить путепровод над Транссибом в районе села Тулюшка Иркутской области. Подготовка к его возведению началась в 2020 году. Сейчас из-за отсутствия путепровода автомобилисты теряют в пути до 60 минут. Еще два путепровода на ВСЖД будет построено на обходе Усолья-Сибирского в составе этой же трассы «Сибирь». Их сдадут в эксплуатацию в 2024 году.

 

- Наряду с транспортом прокуратура надзирает за таможней. Каковы приоритеты работы транспортных прокуроров в этом направлении?

- Основными приоритетами в этом направлении являются обеспечение законности в деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного контроля, соблюдение прав участников внешнеэкономической деятельности. Транспортные прокуроры надзирают и за самими участниками внешнеэкономической деятельности, проверяя законность перемещения ими товаров через таможенную границу. Особое внимание уделяем экспорту стратегически важных товаров и ресурсов, в том числе древесины.

На постоянном контроле находятся вопросы соблюдения законодательства о валютном регулировании, своевременности возврата валютной выручки по внешнеторговым контрактам в Российскую Федерацию, полноты мер, принимаемых в этом направлении таможенными органами в рамках осуществления валютного контроля.

- Какие задачи стоят перед транспортной прокуратурой на год грядущий?

- Наши основные приоритеты не меняются. Это безопасность на транспорте, защита прав работников предприятий транспорта и пассажиров, реализация национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения транспортной инфраструктуры.

Планируются проверки соблюдения экологического законодательства при эксплуатации объектов транспорта. Продолжим надзор, направленный на защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, а также надзор соблюдения требований законодательства в таможенной сфере.

На контроле обеспечение социальных прав граждан, в том числе исполнение пенсионного, жилищного законодательства, законодательства о здравоохранении, в сфере ЖКХ и так далее.

 

Беседовала Милена Князюк

Похожие статьи