Дотационность регионов: взгляд Счетной палаты

В ряде федеральных СМИ по материалам Счетной палаты России обсуждается вопрос дотационности бюджетов регионов. Мнением по этому поводу поделилась председатель Контрольно-Счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева.

- Действительно, 23 апреля на сайте Счетной палаты Российской Федерации  размещен очередной бюллетень № 4, темой которого заявлена «Дотационность регионов». В этом документе дана независимая аудиторская оценка эффективности предоставления и использования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам России, обозначены другие вопросы существующей системы бюджетного федерализма. Для большинства регионов, в том числе и для Иркутской области, тема является особой и актуальной, поскольку нам важен сам механизм выравнивания бюджетной обеспеченности, как на федеральном, так и на региональном, местных уровнях. Этот механизм должен быть направлен, как заявлено Счетной палатой, на бюджетную консолидацию, приводящую к сокращению дефицита бюджета, повышению доходов, исключению неэффективных расходов.

- В документе Счетной палаты России оценивается управление региональными финансами, можете ли прокомментировать предложения и замечания, в том числе по отношению к нашему региону?

- Думаю, что очень важен вывод Счетной палаты о том, что сравнительный анализ оценки качества управления региональными финансами (Минфин России) и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов (Минэкономразвития России) не выявил явной зависимости между качеством управления финансами и социально-экономическим развитием регионов. Эти оценки зачастую между собой не совпадают, не верифицированы. При этом высокое качество управления государственными финансами не всегда свидетельствует о наличии благоприятных условий экономического роста региона, повышения качества и уровня жизни его населения. К примеру, при анализе исполнения областного бюджета в 2019 году и сопоставлении с показателями предыдущего периода КСП области указывала на снижение уровня развития промышленных отраслей экономики, оборота розничной торговли на 0,9%, средней реальной начисленной заработной платы на 4,9%, прирост сводного индекса потребительских цен на 2,3%, увеличение миграционного оттока населения. Аналогичная ситуация имела место и в 2018 году, основные макроэкономические показатели за январь - декабрь 2018 года характеризовались снижением индекса промышленного производства на 3,5%, сокращением денежных доходов населения на 2,1%, увеличением уровня инфляции на 2,3%, приростом просроченной задолженности по заработной плате по отраслям экономики.

- Является ли областной бюджет дотационным? Проверяла ли Счетная палата РФ выполнение обязательств при получении дотации?

- Наш бюджет дотационный, на долю безвозмездных поступлений из федерального бюджета приходится до 20% доходов, исключением был прошлый год в связи с ЧС (26%). В составе безвозмездных поступлений (это дотации, субсидии, субвенции, иные) дотации составляли: в 2017 году – 9 млрд руб. , в 2018 году – 12 млрд руб., в 2019 году – 8 млрд руб., план 2020 года – 5 млрд руб.

Дотация носит нецелевой характер, однако после изменений бюджетного законодательства регион обязан, как получатель дотации, заключить соглашения с Минфином России и выполнять определенные ими обязательства.

В отчете Счетной палаты России отмечены  регионы-получатели дотации, не исполнившие обязательства, в том числе Иркутская область.

Так, в соответствии с Соглашением между Минфином России и  высшим должностным лицом Иркутской области в лице Губернатора, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Иркутская область, обеспечивая бюджетную консолидацию, обязывалась не устанавливать с 2018 года новые расходные обязательства, не связанные с прямыми полномочиями органа государственной власти субъекта.

В отчете отмечено, что Иркутская область не выполнила условие, ввиду принятия ряда нормативных правовых актов социального характера. В рамках Федерального закона № 184-ФЗ финансирование полномочий по дополнительным мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан не отнесено к обязанностям субъекта, осуществляется при наличии возможности, кроме того такие средства не могут являться основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. При этом областной бюджет не обеспечил полное финансирование указанных и иных расходных обязательств в полном объеме, так государственные программы Иркутской области не исполнены за 2018 год на общую сумму 3,5 млрд руб.

- В Иркутской области не принята Стратегия социально-экономического развития, на что-то влияет ее отсутствие?

- В отчете Счетной палаты России отмечено, что в соответствии с национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом № 204, разработана Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства России № 207-р.

Стратегией предусмотрено, что одним из перспективных направлений пространственного развития страны является обеспечение ускорения экономического роста за счет социально-экономического развития крупных центров экономического роста России - крупных и крупнейших городских агломераций.

Счетная палата обратила внимание, что город Иркутск включен в перечень городских агломераций, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации более 1% ежегодно. При этом в федеральных государственных программах отсутствуют мероприятия, направленные непосредственно на стимулирование механизма межрегиональной и межмуниципальной кооперации, развитие агломераций.

Стратегия региона не принята, проект с 2016 года до сих пор дорабатывается. Полагаем, что он должен учесть мероприятия по развитию областного центра. Также в документе должны найти место и другие заявленные направления пространственного развития Российской Федерации в части:

- развития муниципальных образований Иркутской области - минерально-сырьевых центров, специализирующихся на добыче нефти и золота, категории «Перспективные центры экономического роста субъектов Российской Федерации», центры, которые  должны обеспечить вклад в экономический рост РФ более 0,2 % ежегодно.

- развития г. Иркутска, отнесенного к наукоградам, категории «Перспективные центры экономического роста, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня».

- Насколько полезен Вам данный документ?

- Считаю, что Бюллетень Счетной палаты России имеет большое значение для органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований. В документе содержатся основные проблемы управления государственными финансами. Пожалуй, впервые дана сопоставительная оценка качества управления финансами и эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Выводы экспертно-аналитического мероприятия направлены на совершенствование бюджетного законодательства, развитие системы межбюджетных отношений. В Бюллетене приведены экспертные мнения, что позволяет выработать единые позиции по поднятым вопросам для их дальнейшего обсуждения. Подача документа, содержащая числовые значения, табличные и графические данные, высокопрофессиональная, вместе с тем доступная и комфортная для чтения и понимания. Данный Бюллетень носит прикладной характер и станет настольной книгой для аудиторов и инспекторов КСО регионального и муниципального уровней. В этой связи выражаем благодарность Счетной палате РФ за исследование актуального для регионов вопроса, выработки материала, носящего методологический характер. С полной версией Бюллетеня № 4 можно ознакомиться на сайтах Счетной палаты РФ, а также КСП Иркутской области.

 

Похожие статьи