Областные депутаты настаивают на более активной претензионной работе с недобросовестными подрядчиками

Областные депутаты настаивают на более активной претензионной работе с недобросовестными подрядчиками

Депутаты Законодательного Собрания Иркутской области рекомендовали проработать вопрос о более активном включении в реестр недобросовестных подрядчиков компаний, не выполняющих условия контрактов по строительству домов для переселения граждан. Тема обсуждалась на заседании комиссии по контрольной деятельности областного парламента под руководством Тимура Сагдеева при рассмотрении результатов аудита Контрольно-счетной палаты результативности мероприятий по сокращению непригодного для проживания жилищного фонда и переселению граждан.

Говоря о выявленных нарушениях при исполнении контрактов, заместитель председателя КСП Юлия Махтина рассказала, что в конце 2019 года в Иркутске было заключено восемь контрактов с одной из строительных компаний на участие в долевом строительстве 136 квартир на общую сумму 317,6 млн руб., из которых 259 млн были перечислены в качестве предоплаты. Подрядчик не выполнил обязательства, и муниципальные контракты были расторгнуты в одностороннем порядке. Вместе с тем, отметила аудитор, при их заключении не был учтен тот факт, что подрядчик до сих пор с нарушением сроков на 2,5 года не передал 240 квартир в том же жилом комплексе, приобретенных Минимуществом для детей-сирот. С этим же подрядчиком был заключен контракт на строительство двух многоквартирных домов в Нижнеудинске, где работы также ведутся с нарушением сроков, при этом претензионная работа заказчиком не проводилась.

По мнению парламентариев, такие факты можно отнести к существенным нарушениям условий контракта, в связи с чем должна проводиться совместная работа с антимонопольной службой по включению компаний в реестр недобросовестных подрядчиков.

В рамках аудита установлены случаи переселения граждан из двух-, трехквартирных жилых домов, которые имеют признаки жилых домов блокированной застройки и не отнесены законодательством к многоквартирным домам. Расселение таких домов должно вестись за счет средств местных бюджетов, а не в рамках региональной программы. Установлены многочисленные случаи несвоевременного принятия решений органами местного самоуправления о признании домов аварийными и подлежащими сносу, выявлены нарушения при размещении заказов на строительство.

Аудитор отметила, что дополнительная потребность в финансовых ресурсах на конец 2020 года без учета инфляции составляет около 18,6 млрд руб. При тех же темпах дома, входящие в реестр, будут расселены не ранее 2031 года. Одна из проблем, которая тормозит как темпы переселения, так и стимулирование строительной отрасли в регионе, это нормативная стоимость квадратного метра жилья, устанавливаемая Минстроем России для каждого субъекта РФ и являющаяся основанием для расчета субсидий. Показатель, установленный для Иркутской области на 1 квартал 2021 года, составляет 48,6 тыс. руб. При этом, согласно данным Иркутскстата, средние цены на первичном рынке жилья региона за этот же период составили 75,7 тыс. руб., на вторичном - 63 тыс. руб.

Еще одна проблема, на которой остановилась аудитор, - это снос расселенного аварийного жилья. Финансовое обеспечение этих мероприятий закреплено за муниципальными образованиями, однако из-за низкого уровня бюджетной обеспеченности снос в отдельных территориях не ведется.

Всего в рамках четырех подпрограмм до 2024 года планируется расселить 1134 домов, в которых проживают 22,8 тыс. человек. Наибольший объем непригодного для проживания жилья находится в Иркутске, Зиме и Черемхове. Депутаты рекомендовали профильным министерствам устранить выявленные КСП нарушения.

Депутаты также рассмотрели результаты аудита качества формирования регионального проекта «Современная школа». Как отметила аудитор КСП Лариса Мулярова, проект направлен на решение задач по внедрению новых методов обучения и воспитания, новых образовательных технологий. В 2020 году объем финансирования регпроекта по сравнению с 2019 годом за счет средств областного бюджета увеличился в 2,9 раза до 1,2 млрд руб. Общий объем финансирования за счет всех источников составил в 2019 году 1,1 млрд руб., в 2020 году - более 2 млрд руб.

В части введения объектов капитального строительства проект не являлся достаточно проработанным и стратегически выверенным, отсутствовали четкие критерии отбора объектов. Соглашение о предоставлении субсидии на создание новых мест, заключенное между Минпросвещения РФ и министерством образования региона, подвергалось неоднократным изменениям в части перечня объектов, объемов финансирования и сроков. Например, по причине отсутствия проектно-сметной документации не было оснований для включения в проект строительства школы в микрорайоне Березовый р.п. Марково Иркутского района.

Депутаты обратили внимание на ряд нарушений в части реализации федерального закона № 44, а также антимонопольного законодательства. Депутат Евгений Сарсенбаев заметил, что не достигнуты целевые показатели, не только по количеству вводимых мест, но также и по их «современности». Пристального внимания, по мнению парламентариев, в части обеспечения необходимым оборудованием и расходными материалами требуют и коррекционные школы.

Похожие статьи