ОНФ: Тариф для граждан за вывоз мусора в Иркутской области с нового года вырастет в 5 – 14 раз

ОНФ: Тариф для граждан за вывоз мусора в Иркутской области с нового года вырастет в 5 – 14 раз

Эксперты Народного фронта провели мониторинг единых региональных тарифов на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. В десяти регионах зафиксировано существенное повышение тарифа (от 1,5 до 15 раз), в шести также ожидается повышение. Не успели еще установить новый тариф 50 регионов. В 37 регионах тариф за вывоз мусора для жителей сельской местности выше, чем для жителей городов. Эксперты ОНФ не согласны с методикой формирования тарифа и направили свои предложения по его доработке главам регионов и Минприроды России.

Единый тариф в субъектах РФ устанавливают региональные операторы по обращению с отходами, которые с 1 января 2019 года должны полностью взять на себя управление отраслью по обращению с отходами на региональном уровне.

Больше всего тариф вырос в Саратовской области — в 14,6 раз. В 2017 году стоимость услуги захоронения отходов в регионе на один кубометр составляла 40 руб., сейчас она составляет уже 586 руб., с начала следующего года должна вырасти до 609 руб. за 1 куб. м.

«В Иркутской области с 1 января 2019 года тариф вырастет в 5 — 14 раз. Например, в Братске тариф возрастет с 50,92 руб. за кубометр до 697,29 руб. за кубометр. В Иркутске тариф за одну тонну составлял 450,4 руб., теперь он будет равен 2,57 тыс. руб. за тонну. Такая же ситуация обстоит в и других районах Иркутской области. В Ленинградской области рост тарифов в разных муниципальных образованиях варьируется от 3,3 до 11 раз. Ранее, в зависимости от муниципального района и организации, оказывающей услуги, цена за тонну мусора составляла от 418,79 до 1,418 тыс. руб. Теперь же цена взлетела до 4,728 тыс. руб. за тонну», —- отметил координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов.

«При этом в 37 регионах нормативы накопления отходов для жителей многоквартирных домов меньше, чем для жителей индивидуальных домовладений. Однако человек, проживающий в многоквартирном доме, производит больше мусора, чем сельский житель в среднем в 1,5 раза», — подчеркнул эксперт ОНФ.

Для установления объективных тарифов на федеральном уровне необходимо предпринять ряд эффективных мер, уверены в ОНФ. «Мы предлагаем унифицировать систему расчета тарифов, установив везде исчисление отходов только в тоннах и отказаться от расчетов образования отходов по квадратным метрам жилья. Второе — необходимо обеспечить единую методику расчетов тарифов на транспортировку мусора, а также учитывать в тарифе расстояние до места захоронения и обработки отходов. В-третьих, должен применяться дифференцируемый подход к обычным контейнерным площадкам и с раздельным сбором отходов как в части санитарных правил, так и при расчете тарифов. Граждане, разделяющие отходы, должны платить гораздо меньше, чем те, которые выбрасывают мусор в общий контейнер. В-четвертых, до 2024 года необходимо установить нулевую ставку НДС при формировании тарифа регионального оператора на обработку и утилизацию отходов. Эти же меры должны коснуться и переработчиков, для которых мы предлагаем минимум до 2024 года объявить «налоговые каникулы». Также считаем важным зафиксировать единый размер платы за негативное воздействие до 2024 года на окружающую среду на уровне 2018 года, чтобы не допустить внезапного повышения тарифа, пока система по обращению с отходами в полную силу не заработает по новым правилам», — отметил эксперт ОНФ.

Кроме того, по его мнению, необходимо предусмотреть льготные тарифы за вывоз твердых коммунальных отходов для целого ряда групп граждан. «Активисты ОНФ из Кировской области предложили предусмотреть компенсацию за оплату вывоза мусора в размере 50% для ветеранов труда, пенсионеров, многодетных малообеспеченных семей. Это действительно очень ценное предложение, и мы хотим, чтобы оно было реализовано не только на территории Кировской области, но во всей России», — отметил Миронов.

По его словам, большой проблемой в реализации реформы в сфере обращения с отходами является и то, что сейчас нет объективных данных по поводу того, какой тариф будет установлен с 1 января 2019 года. «Данные региональных прокуратур и правительств, тарифных комиссий, Минприроды РФ и самих региональных операторов настолько сильно разнятся друг с другом, что сейчас практически невозможно дать объективную картину о росте тарифов по всей стране. Неудивительно, что по данным чиновников из Минприроды РФ в среднем по стране рост платы граждан за вывоз отходов составил не более 4% по всей плате за коммунальные услуги. Надо сейчас сделать не только все возможное для снижения тарифа, но и предоставить гражданам объективную информацию о его реальном росте во всех регионах и механизме его формирования. Свои предложения мы уже направили в Министерство природных ресурсов и экологии России и главам всех субъектов», — резюмировал Миронов.

Напомним, с 1 января изменится форма оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов. Если раньше это входило в стоимость платы за общедомовое содержание, то теперь будет идти «отдельной строкой». С нового года это станет коммунальной услугой, и сумма оплаты будет регулироваться Службой по тарифам Иркутской области.

Для многоквартирных домов Иркутска норматив установлен 3,12 куб. м на одного человека в год. В Ангарске он составит 3,01 куб. м на человека в год, в Усть-Илимске — 1,66 куб. м. В других муниципальных образованиях стоимость будет производиться из расчета 1,56 куб. м на человека.
Плата вырастет, особенно в тех квартирах, где зарегистрировано большое количество человек. Сейчас оплата начисляется из расчета площади жилого помещения. С 1 января будет иначе. Существенно оплата вырастет для небольших по площади квартир, но где прописано много граждан.
Кроме того, гражданам стоит обратить внимание на платежки, где с нового года появится отдельная строка с оплатой за вывоз ТКО, но в строке за содержание жилого помещения сумма должна уменьшиться.

Еще в октябре было заявлено, что правительство Иркутской области рассматривает снижение роста платежей за услугу по вывозу и обращению с ТКО. В частности, предложено рассмотреть уменьшение норматива накопления ТКО для жителей крупных городов. С 1 января 2019 года до 1 июля 2020 года предполагается установить временные единые нормативы накопления ТКО для населения, предусмотрев дифференциацию по многоквартирным, индивидуальным жилым домам и сельским населенным пунктам с численностью населения менее 2 тыс. человек, а в дальнейшем нормативы накопления ТКО откорректировать с учетом фактически собранного у населения и юридических лиц объема. Предложение находится в стадии обсуждения.

Кроме того, финансирование мероприятий инвестиционных программ операторов за счет средств бюджетов разных уровней может дать экономию в 20,1% по северной зоне и в 10,3% — по южной. Предоставление межбюджетных трансфертов в виде субсидий муниципальным образованиям в целях строительства и (или) приобретения объектов по захоронению отходов (полигоны), площадок временного накопления ТКО, объектов по обезвреживанию (сортировка) и утилизации отходов (сжигательные установки) также может сказаться на снижении тарифов для населения.

Источниками финансирования в 2019 — 2024 годы могут служить средства областного бюджета, предусмотренные на мероприятия по обращению с твердыми коммунальными отходами в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Иркутской области» на 2019 — 2024 годы» национального проекта «Экология» в рамках федеральных проектов «Чистая страна» и «Комплексная система обращения с ТКО». В рамках федерального проекта «Чистая страна» направлена заявка на приобретение 35 мусоросортировочных комплексов для установки в 29 муниципальных образованиях Иркутской области (в том числе в границах ЦЭЗ БПТ), мощностью 525 тыс. куб. в год.

Похожие статьи