Автор комиксов Юлия Никитина о наследии «Мурзилки», развитии индустрии и росте аудитории

С 10 по 13 октября в Усть-Куте и Иркутске прошел праздник чтения «День Ч». Одной из гостей «Дня Ч» стала иллюстратор, автор комиксов «Полуночная земля» и «Дневник штормов» Юлия Никитина. Она родилась и выросла в Салехарде, и фоном в её историях служит Крайний север. Юлия рассказала «Сибирским новостям» о том, как комиксы создаются, кому интересен Север, и почему комиксы считаются детскими.

 

— Какой была первая история, которую вы захотели рассказать в картинках?

— Это была история шумеров, кажется. Дело было на уроке истории в школе. И первые классы из средней школы, пятый — шестой, я постоянно вела конспекты истории, литературы в комиксах. Просто были последовательные изображения, рассказывающие что-либо, что мы сейчас на уроке проходим. И спасибо большое моим преподавателям, что они никогда не ругали мои конспекты. Мы постоянно сдавали тетради на проверку, начиная с пятого класса, но их все устраивало. Это и были мои первые комиксы.

— Почему Вы выбрали для себя именно комиксы, а не единичные иллюстрации?

— Мне просто нравится такая форма изложения информации, и мне кажется, что она менее ограничена, чем только изобразительное искусство, только литература или только анимация, например. Комикс позволяет очень по-разному относиться к пространству, к истории, к перспективе, пятну — чему угодно. И мне как раз нравится разнообразие и пластичность, которая присутствует в этом виде искусства.

— Вы сначала придумываете историю, делаете текстовый набросок или сразу начинаете рисовать?

— Я сначала долго и упорно пишу сценарий до состояния, пока он мне не понравится, и я не буду чувствовать, что я удовлетворена. А потом уже рисую.

— Как издается комикс, с чего нужно начать? Вы сами идете к издательству, или оно Вас находит?

— В моем случае получилось, что я со всеми моими издателями была знакома до того, как у меня была опубликована книга в том или ином издательстве. Было только одно издательство, для которого я делала иллюстрации, которое меня нашло по интернету, и мы не были никоим образом знакомы раньше. Мне кажется, здесь имеет смысл просто знать людей, которые делают то, что тебе интересно, и если у тебя есть какой-то материал, не стесняться к ним обратиться. Как получилась «Полуночная земля»: Дима Яковлев знал, что я с Крайнего Севера, и он однажды сказал: «Юля, если ты вдруг нарисуешь книжку про свое детство на Крайнем Севере, я бы взял, если она будет хорошая». И я сказала: «Хорошо, Дима, я нарисую». И нарисовала. Вот так и получилось.

— Когда Вы создаете комикс, вы ориентируетесь на аудиторию, или она потом сама приходит?

— Я не ориентируюсь. Я обычно делаю то, что мне нравится, то, что мне интересно, и если все получается, и находятся люди, которым это тоже интересно, я очень радуюсь и всегда очень удивляюсь. Но хорошо, что люди находятся.

— Ваши комиксы про север. Кому они интереснее: людям с севера, которые узнают эти реалии, или, наоборот, тем, кто от этого далек и кому это в диковинку?

— Я думала, что это может быть интересно только людям с севера, а потом оказалось, что это не так. Несмотря на то, что Север важен для меня, я там выросла, в этих книжках — это фон, на котором происходят события. Когда-то в свое время я порадовалась в блоге, что мне пишут прочитавшие «Полуночную землю» северяне, делятся впечатлениями, находят общее в нашем опыте. И люди, которые выросли в Москве, в Петербурге, в южной части России писали в комментариях, что они тоже нашли общие черты. Не обязательно, чтобы вокруг была куча снега. Есть просто другие важные вещи, связанные с общением, с проблемами, с которыми ты растешь. Так что, получается, что не только северным людям [интересны эти комиксы].

komiks.jpg

— Вы наверняка знаете о том, как Владимир Мединский недавно высказался о комиксах. (Прим.: министр культуры России Владимир Мединский на открытии 32-й Московской международной книжной выставки-ярмарки сказал: «Комиксы — это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Комикс — это как жевательная резинка, как вам сказать, это не еда. Комикс — это ориентация должна быть на ребенка, который только учится читать, до семи — восьми лет. Но взрослому человеку читать комиксы — это признаться, что «я дебил, я читаю комиксы»). Как Вы думаете, откуда такое мнение?

— Откуда такое мнение конкретно у него, я не знаю. Видите ли, у его высказывания есть дополнительный контекст, который делает ситуацию безумно странной. Он таким образом высказался на Московской книжной ярмарке, где была зона комиксов в первый раз за время существования этой ярмарки. И на что рассчитывал наш министр культуры, выступая таким образом перед аудиторией, которая знакома с графической литературой, знакома с комиксами и которая знает, что в этом нет ничего плохого, — я не знаю. Может быть он рассчитывал, что для людей, занятых книгами, комиксы — это тоже что-то очень плохое, но тогда он не в курсе реальной ситуации в этой сфере. И это для нас всех очень печально, потому что это наш министр культуры.

— А в целом, откуда у людей мнение, что комиксы — это что-то для детей, что-то несерьезное?

— Я боюсь, что здесь есть отголоски «Мурзилки» и «Веселых картинок». Когда людям старшего поколения что-то говорят о комиксах, они в первую очередь вспоминают именно эти журналы. Что понятно на самом деле, потому что лубок или житийную икону немного сложнее вспомнить, если говорить о примерах подобных вещей на русской почве. Может быть это еще как-то связано с популярностью супергероики и американского экшн-комикса, например, который нравится подросткам, и я даже понимаю почему. Он мне самой очень нравился, когда я была подростком. Возможно, это сумма того, о чем я говорила.

— Заметна ли тенденция, что люди стали читать больше комиксов?

— Да, пожалуй, но я бы сказала, что аудитория у нас растет все-таки не очень быстро, а хотелось бы, чтобы быстрее. Но я рада видеть на книжных фестивалях, на фестивалях комиксов новые лица, рада, что приходят люди, которые приходили раньше: это означает, что они остаются с нами и что комиксы в самых разных формах и жанрах им интересны. Так что мы растем, но медленнее, чем хотелось бы.

— Важно ли художественное образование и нужно ли оно, чтобы начать рисовать комиксы или иллюстрации?

— Я получила профессиональное художественное образование, поэтому мне очень тяжело судить, как живется без него. Судя по тому, что я вижу — нелегко. Обычно если человек сам учился, сам развивался в этом направлении, есть набор способов рисования, которые он постоянно использует. Но если ситуация требует выйти за пределы сложившейся стилистики, то возникают проблемы. И здесь обычное классическое базовое художественное образование помогает. Другое дело, что на нем ни в коем случае нельзя останавливаться. Ты учишься рисовать, а потом начинаешь искать новые образы, другие способы рисования, другие приемы. Причем абсолютно любые. Это может быть и иконопись, и пленэрная живопись, и все, что угодно. И это все может быть полезно для художника, который в итоге собирается делать комиксы.

— Насколько прибыльно быть автором комиксов и можно ли этим зарабатывать на жизнь? Или это хобби для души, и нужно искать еще и работу в офисе?

— Скажем так: если бы я занималась только комиксами, мне бы не хватило на то, чтобы спокойно жить на эти деньги. Но я художник-иллюстратор, я преподаю, и все вместе вроде как-то получается. Но если бы не было этой дополнительной специализации, я думаю, что у меня были бы большие проблемы.

— Ощутима ли конкуренция в комикс-индустрии и растет ли она?

— Я рада, что появляются новые имена, но хотелось бы видеть больше ребят, которые не говорят о том, что когда-нибудь они сделают потрясающий графический роман, а берут и делают.

— Какие авторы Вас вдохновляют, какие комиксы вы бы посоветовали почитать?

— Если говорить о комиксах, которые можно дать человеку, который вообще не читал комиксов, я бы посоветовала посмотреть, например, «Прибытие» Шона Тана — это вещь, которая подкупает с первого взгляда. Она красивая, она очевидно комикс, она хорошо сделана и она обаятельна. Есть в ней все черты, которые необходимы для приятного знакомства с комиксом. Людям, которые любят приключения, можно попробовать «ElfQuest». Это был для меня первый комикс, и поэтому я его тоже советую. Именно авторы этой книги вдохновили меня на занятие комиксами. Если говорить об образовательных комиксах, то я бы в первую очередь посмотрела на книги Оли Посух. Ещё из русскоязычных авторов я бы очень советовала «Сурвило» Оли Лаврентьевой. На самом деле людей, которые меня вдохновляют, радуют, и о работе которых я могла бы много говорить, очень много.

 

Беседовала Александра Беникова

Похожие статьи