Глубина падения на потребительском рынке Иркутской области снизилась, но выйти на прежний уровень пока не удается

Глубина падения на потребительском рынке Иркутской области снизилась, но выйти на прежний уровень пока не удается

Коронавирус и вынужденная самоизоляция по-прежнему негативно влияют на состояние экономики. Правда, небольшое ослабление режима, разрешение организациям продолжать работу при соблюдении определенных требований позволило снизить масштаб падения.

На потребительском рынке пандемия коронавируса ощутимее всего ударила по сектору общественного питания. Точки общепита утратили половину своих клиентов, оборот второго квартала был вдвое ниже, чем в апреле - июне 2019 года. В связи с ограничительными мерами, значительной части выручки лишился сервис, объем услуг в начальный период пандемии сократился на 30%, в розничной торговле потери второго квартала составили 14% прежнего оборота.

В дальнейшем глубина падения снижалась, но выйти на прежний уровень пока не удается. Трудней всего вернуть утраченные позиции предприятиям общественного питания, их октябрьский оборот был на 39% ниже, чем за тот же период прошлого года, а в целом за январь — октябрь — на 32%.

Стремятся постепенно нарастить объем организации, работающие на ниве сервиса, их октябрьский результат - 82% к прошлогоднему уровню, темп с начала года — 83,5%.

Ближе всего к заветному рубежу, по данным Иркутскстата, розничная торговля. В октябре продажа товаров населению была лишь на 2% ниже, чем годом ранее, итог 10-ти месяцев — 96,3%.

predprinimatelskaya_uverennost.jpg

Выборочное обследование деловой активности в розничной торговле показывает, что с начала введения режима самоизоляции только 12% руководителей надеются на улучшение экономической ситуации, а 18 — 23% опрошенных ждут ухудшения, остальные не предвидят перемен. Предпринимательская уверенность в этой сфере всегда была выше, чем в других видах деятельности, и, как правило, имела положительное значение. Индекс четвертого квартала ниже нуля (-1,2 пункта).

Руководители сервисных организаций совсем не уверены в будущем. В этой сфере индекс предпринимательской уверенности находится на отметке -23 процентных пункта, такова в среднем разница между долей пессимистов и оптимистов при оценке ими общей ситуации и спроса на услуги. Однако в начале пандемии их настроение было еще более негативным, показатель уверенности составлял -52 пункта. В отличие от торговли, где главным тормозом развития является высокая конкуренция, в сфере услуг основное препятствие — неопределенность ситуации.

Похожие статьи