Мэры Братска и Ангарска вновь предложили перераспределить налоги в пользу муниципалитетов, власти региона против

Законодательные инициативы мэров Ангарска и Братска оценили областные власти. И остались ими недовольны. По словам заместителя председателя правительства Иркутской области Антона Логашова, у законодательных инициатив двух мэров нет экономических обоснований. И они не отвечают принципу равенства бюджетных прав муниципальных образований, закрепленных Бюджетным кодексом РФ.

Напомним, инициатива мэра Ангарского городского округа Сергея Петрова направлена на перераспределение в пользу муниципальных образований 5% от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 20% от налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения (УСН). Мэр Братска предлагает полностью отдать в местные бюджеты доходы, получаемые от транспортного налога.

В правительстве региона отмечают, что принятие этих законодательных инициатив суммарно приведет к выпадающим доходам областного бюджета в объеме 6,9 млрд руб. В результате перераспределения этих средств большая их часть достанется трем крупным городским округам — Иркутскому, Братскому и Ангарскому. Так, по инициативе Сергея Перова в бюджеты этих муниципальных образований уйдет 61% от перераспределения 5% НДФЛ и 20% УСН: областной центр получит дополнительно 2 млрд, Братск — 409,4 млн, Ангарск — 367,9 млн руб. А, например, Баяндаевскому району перепадет всего 5,2 млн руб.

Надо сказать, дискуссия по этим двум законодательным инициативам родилась не сегодня. В октябре законодательная инициатива Сергея Петрова обсуждалась на заседании комиссии по экономическому развитию и финансам при Региональном совете Иркутской области, в которую входят мэры 18 территорий. Участники поддержали губернатора Сергея Левченко, который дал отрицательное заключение на законопроект. На возможные нарушения статей Бюджетного кодекса РФ указывается также в заключении областной прокуратуры.

Мэры одобрили ответное предложение правительства Приангарья по стимулированию муниципальных образований: в проекте областного бюджета на 2020 — 2023 годы заложены средства на премирование тех территорий, у которых по итогам финансового года увеличение налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов будет выше среднеобластного. Весь объем такого прироста будет возвращаться назад в муниципалитеты, которые смогут распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. В 2020 году на эти цели в областном бюджете предусмотрено 500 млн руб., в 2021 и 2022 — по 700 млн руб. ежегодно.

Законодательные инициативы, выдвинутые мэром Ангарска Сергеем Петровым и мэром Братска Сергеем Серебрянниковым, обсуждали в Регсовете и в апреле прошлого года. Правда, схема перераспределения налогов от области к муниципалитетам, там немного отличалась, но суть осталась та же.

Тогда министр финансов Наталия Бояринова напомнила, что с 1 января 2017 года из областного в местные бюджеты было передано 30% УСН и дополнительные 5% акцизов на нефтепродукты. Суммарно объем этих отчислений составил 1,9 млрд руб., из которых около 1,6 млрд — мобилизованный 30-процентный УСН. В пользу трех крупных городов — Иркутска, Братска и Ангарска — распределилось 70% от этой суммы. На оставшиеся муниципальные образования пришлось всего 30%. При этом районы увеличили собираемость собственных доходов на 5%, тогда как городские округа — лишь на 1%. По мнению министра, это свидетельствует о том, что городские округа не смогли организовать работу с собственной доходной базы, а скорее всего, надеялись на прирост за счет переданного норматива.

Но и пользу от перераспределения налоговых потоков между областным и муниципальными бюджетами в региональном минфине не отрицают. По итогам 2017 года Иркутская область стала лидером в Сибирском Федеральном округе по темпу роста доходов муниципалитетов. Это связано с передачей местным бюджетам 30% поступления от налога, уплаченного по упрощенной системе налогообложения, а также 5% поступлений от налогов на топливо. Всего в муниципальные бюджеты поступило 1,6 млрд руб. от УСН, из них 1,3 млрд — в городские округа.

Похожие статьи