В базовых школах РАН Иркутской области существенно улучшится инфраструктура

Одна из ключевых задач проекта «Базовые школы РАН» - формирование новых компетенций у учеников, преподавательских составов школ и вузов, научных сотрудников. Проект призван укрепить связи между школами, академическими институтами и университетами. Планируется, что в базовых школах РАН Иркутской области в рамках частно-государственного партнерства в ближайший год существенно улучшится инфраструктура, рассказал региональный координатор проекта, директор ИДСТУ СО РАН, научный руководитель ИНЦ СО РАН, академик Игорь Бычков.

Напомним, в проекте принимают участие три школы Приангарья — Лицей ИГУ в Иркутске, братский лицей № 2 и ангарский лицей № 1.

«Эти лицеи могут стать не только сетевыми центрами с новым методом преподавания, но и аналогами центров коллективного пользования с применением нового современного оборудования, приобретенного в рамках этого проекта. Важный вопрос опорных школ РАН и для лицея ИГУ — это строительство зданий нового типа для образовательных учреждений. Благодаря расширению площадей планируется формирование школьных коворкингов, инновационных центров, бизнес-инкубаторов. Здесь нужна новая инфраструктура, новые пространства, где все это будет происходить и будет удобно для школьников», — отметил Игорь Бычков.

Участие ученых и преподавателей университетов в факультативах и занятиях по научно-исследовательским работам в школах для Иркутска направление не новое. Почти с основания иркутского Академгородка существует Малая школьная академия. Проект базовых школ РАН позволит более масштабно и системно подготавливать заинтересованных в науке молодых специалистов.

Проект «Базовые школы РАН» стартовал в Иркутской области с началом учебного года. Программы совместного федерального проекта Российской академии наук и министерства просвещения РФ для Иркутской области были утверждены в июле этого года.

Как рассказала заместитель директора по научно-педагогической работе ангарского лицея № 1 Алёна Грошева, лицей разработал концепцию проекта «Академические пробы», которая включает профильные практики, научно-исследовательскую работу учеников лицея на базе академических институтов Иркутской области, а также участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях научных институтов.

Ученики ангарского лицея в сентябре посетили Институт динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова СО РАН. Ребятам рассказали историю института, показали суперкомпьютер «Академик В.М. Матросов» и прочли лекцию «Роботы и как мы ими управляем».

shkolniki_v_ran1.jpg

Другая экскурсия состоялась в Иркутском институте химии им. А.Е. Фаворского СО РАН. Юным ангарчанам рассказали об основании ИРИХ СО РАН, разработках лекарственных средств, мономеров, материалов, о достижениях фундаментальной химической науки. Лицеисты ознакомились с лабораториями химиков-синтетиков, с приборами и оборудованием, которые позволяют синтезировать новые органические и элементоорганические соединения, установить их строение и изучить свойства. Директор ИРИХ СО РАН доктор химических наук Андрей Иванов во время встречи со школьниками рассказал о важности химической науки для развития страны, о проблемах хемофобии, ответил на вопросы о перспективах научной карьеры для выпускников школ и вузов. В ближайшее время ИРИХ СО РАН посетят ученики братского лицея № 2, для них будут организованы очные или удаленные научно-популярные лекции. Кроме этого, активно обсуждается возможность участия школьников старших классов в выполнении научных исследований с привлечением к руководству сотрудников ИРИХ СО РАН. Со временем к реализации проекта подключатся все академические учреждения Иркутской области.

«Ученых приятно удивляет энтузиазм руководителей и сотрудников лицеев, которые получили для своих ребят новые возможности. В проекте «Базовые школы РАН» стоит несколько задач. Это не только улучшение материальной базы, возможность посещения академических институтов и организация работы на лабораторных установках. Основная цель повысить мотивацию ребят заниматься научными исследованиями еще в школе. У учащихся складывается интерес к науке, они получают результаты своих научных разработок и далее стоят не просто перед выбором, куда пойти учиться, а где можно учиться и продолжать свои исследования, по которым уже получены первые, но научные результаты. В Иркутске много сильных, признанных на мировом уровне научных школ и у выпускников опорных школ РАН будет возможность обучаться в университетах Иркутска и одновременно проводить исследования в академических и вузовских лабораториях», — отметил Игорь Бычков.

Похожие статьи