В Госдуме призвали ограничить перекрестное субсидирование на энергорынке

В Госдуме призвали ограничить перекрестное субсидирование на энергорынке

Глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный призвал ограничить перекрестное субсидирование и активизировать переход к ступенчатым тарифам для населения. С таким заявление парламентарий выступил на пресс-конференции. По словам депутата, проблема перекрестки достигла слишком высоких значений, «в условиях тарифов, фиксированных не выше инфляции, она не дает развиваться энергетике».

«Мы, с одной стороны, создали конкурентную модель развития энергетики, а с другой стороны — не даем возможности ее развивать внутри этой модели, загружая перекрестным субсидированием», — пояснил глава комитета ГД.

По его мнению, необходимо переходить на новую модель формирования стоимости электроэнергии, сделать сетевой тариф более прозрачным и перейти на двухставочный тариф, который складывается из оплаты мощности и оплаты фактического потребления электроэнергии. При этом обычному населению должен быть предоставлен одноставочный тариф. Это позволит решить проблему справедливого распределения перекрестки по категориям населения, дифференцировать тарифы в зависимости от объемов потребления. Депутат подчеркнул, что для 50 — 60% жителей должны сохраняться субсидируемые тарифы и все категории населения, которые нуждаются в поддержке, должны быть надежно защищены.

Суть «ступенчатых» тарифов в том, что стоимость электроэнергии минимальна для населения при определенном объёме потребления, после его превышения стоимость ступенчато растет. Подобная практика применяется в ряде регионов РФ.

Уход от перекрестного субсидирования даст ТЭК возможность развиваться. Это скажется на тарифах, как на их снижении, так и повышении для разных категорий потребителей. В целом же это будет способствовать развитию экономики.

Павел Завальный считает, что вопрос введения ступенчатых тарифов нужно выводить на федеральный уровень, и делать это как можно скорее. Непопулярность таких мер ведет к тому, что за них не берутся субъекты Федерации и губернаторы, в том чисел в силу политической целесообразности.

Идею выравнивания сетевых тарифов в смежных регионах глава комитета Госдумы по энергетике оценил крайне скептически. Он убежден, что любая «перекрестка» — это очень плохо, поскольку она искажает ценовые сигналы и сдерживает конкурентное развитие отрасли. Это же касается межтерриториальной перекрестки. Такой способ ограничивает регионы-доноры и не стимулирует энергосбережение и энергоэффективность регионов, получающих субсидию.

В конце прошлого года Комитет Госдумы по энергетике провел круглый стол на тему тарифного регулирования в электроэнергетике. Было отмечено, что проблема перекрестного субсидирования одна из самых сложных и тяжело решаемых проблем в электроэнергетике. Перекрёстное субсидирование сдерживает развитие промышленности — инвестиции в стране уменьшаются более чем на 50 млрд руб. в год. По оценкам экспертов, перекрестное субсидирование влечет снижение валового внутреннего продукта Российской Федерации в размере 2 — 2,5% и промышленного производства на 1,25 — 2,5% в год.

Одной из причин наличия этой проблемы являются необоснованно низкие уровни тарифов на электрическую энергию для населения в отдельных регионах, так как вопрос сокращения перекрестного субсидирования решался далеко не везде.

Иркутская область в вопросе «перекрестки» — наиболее показательный пример. Приангарье имеет самый низкий в РФ уровень тарифов на электроэнергию для населения и более чем в 2 — 3 раза ниже по сравнению с установленными в соседних регионах тарифами для населения. Дешевые тарифы для населения в Иркутской области приводят к дополнительной необоснованной нагрузке на промышленных потребителей региона в размере 5,7 млрд руб.

В 2018 году министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и региональная служба по тарифам проанализировали потребление электроэнергии населением. Стало ясно, что 81% от общего количества домохозяйств (764,5 тыс.), потребили, в среднем, не более 375 кВтч в месяц; 1% от общего количества домохозяйств (6,2 тыс.) потребили в 30 раз больше — 11 192 кВтч/мес.

Такой размер электропотребления означает высокую оснащенность бытовыми приборами, превышающую среднюю площадь помещений у потребителей и высокую неэффективность использования электроэнергии. Вместе с тем, такое электропотребление может говорить о том, что под видом обеспечения жилищно-коммунальных нужд ведется в силу низких тарифов нелегальное предпринимательство — такое как производство криптовалют.

Похожие статьи