Виктор Игнатенко: Прокуратура подтвердила правомерность содержания Сергея Шеверды под стражей

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Виктор Игнатенко обнародовал результаты прокурорской проверки по обращению к омбудсмену губернатора Сергея Левченко. Меры, принятые следствием, названы правомерными, а доводы в обращении — несостоятельными.

Напомним, в июле к Уполномоченному по правам человека в Иркутской области Виктору Игнатенко обратился губернатор Сергей Левченко с просьбой проверить законность и обоснованность привлечения к уголовной ответственности бывшего министра лесного комплекса Иркутской области Сергея Шеверды и других должностных лиц.

В связи с отсутствием у Уполномоченного соответствующих контрольных полномочий Виктор Игнатенко направил это обращение для рассмотрения по существу прокурору Иркутской области Александру Воронину.

Прокуратура области провела проверку по всем доводам, содержащимся в обращении. Об итогах этой проверки проинформирован Уполномоченный.

Прокурорской проверкой установлено, что в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел находится уголовное дело, возбужденное 10 июня 2018 года по факту незаконного назначения и проведения сплошной санитарной рубки на особо охраняемой природной территории в государственном природном заказнике регионального значения «Туколонь», по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 260, пунктом «в» ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса РФ.

К уголовной ответственности по данному уголовному делу привлечены министр лесного комплекса Иркутской области Шеверда С.В., заместитель министра лесного комплекса Иркутской области Туги А.В., инженер-лесопатолог 1 категории Центра защиты леса Иркутской области (филиала ФБУ «Российский центр защиты леса») Владимиров А.Г., директор Казачинско-Ленского лесхоза Рыков Г.Н.

Прокуратура установила, что порядок вынесения постановлений и предъявления обвинения, установленный ст. 171 — 174 УПК РФ, следователем соблюден, нарушений при этом не допущено. В материалах дела имеются достаточные данные для предъявления обвинения всем фигурантам.

Довод обращения о том, что обвинение противоречит фактическим обстоятельствам и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной вырубки лесных насаждений производилось обоснованно и законно, опровергается материалами уголовного дела.

По доводам о том, что согласование санитарных рубок не входит в полномочия Шеверды С.В. и проверка обоснованности актов лесопатологических обследований также не относится к полномочиям минлеса, в ответе прокуратуры сообщается, что Шеверде предъявлено обвинение в совершении других действий.

Довод о том, что Сергей Шеверда обвиняется в непринятии мер к расторжению договоров купли-продажи лесных насаждений, в то время как Верховным Судом РФ в постановлении от 16 октября 2009 года № 19 указано, что ответственность по ст. 286 УК РФ наступает только за «совершение должностным лицом активных действий», является, по мнению прокуратуры, несостоятельным. Сергей Шеверда, не принимая мер к расторжению указанных договоров, одновременно совершил активные действия, направленные на продолжение и завершение рубки на территории Заказника, в чем он и обвиняется органом следствия.

Производство следственных действий по данному уголовному делу окончено 26 июля 2019 года, сейчас обвиняемые и их адвокаты знакомятся с материалами уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 217 УПК РФ.

При таких обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, говорится в ответе прокуратуры.

При этом, ни обвиняемые по этому уголовному делу, ни их адвокаты не обращались в адрес омбудсмена, и не представляли какую-либо информацию о нарушениях процессуальных прав обвиняемых.

По мнению Виктора Игнатенко, мера пресечения в отношении С. Шеверды в виде его заключения под стражу применена судом правомерно. Это подтверждено решением вышестоящей судебной инстанции.

Нарушений условий содержания С. Шеверды под стражей в следственном изоляторе не установлено. К Уполномоченному с жалобами на нарушение условий содержания в следственном изоляторе сам Шеверда не обращался.

Относительно решения Кировского районного суда Иркутска об обязании увольнения Сергея Шеверды с должности министра лесного комплекса Иркутской области, говорится, что это судебное решение связано не с расследованным уголовным делом о незаконных лесных рубках, а с нарушением Шевердой антикоррупционного законодательства.

«Не стоит забывать, что орган предварительного расследования в данном конкретном деле выполнял возложенную на него законом юридическую обязанность по уголовному преследованию группы должностных лиц при наличии достаточных фактических и правовых оснований. Законность и обоснованность этого уголовного преследования подтверждает проведенная прокурорская проверка. Однако предварительное расследование потому и называется предварительным, так как не является окончательным. Только суд в состязательном процессе и никто другой может признать обвиняемых виновными по этому уголовному делу», — подчеркнул Виктор Игнатенко.

Ранее омбудсмен сам ответил на обращение губернатора. В ответе говорится, что действующим законодательством Уполномоченный по правам человека в Иркутской области не наделен полномочиями по рассмотрению жалоб и заявлений на действия следователей и иных должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации. У омбудсмена отсутствуют полномочия по осуществлению контроля за расследованием уголовных дел.

«Непроцессуальное вмешательство Уполномоченного по правам человека в Иркутской области в деятельность государственных органов по расследованию уголовных дел считаю недопустимым», — говорится в ответе Виктора Игнатенко.

Похожие статьи