Законодательное Собрание настаивает на доработке стратегии социально-экономического развития Иркутской области

Законодательное Собрание Иркутской области настаивает на доработке стратегии социально-экономического развития региона. Предложения, которые необходимо учесть при доработке документа, поступили от депутатов, муниципалитетов, представителей бизнеса и общественности, научного сообщества.
Проект стратегии, подготовленный правительством Иркутской области, рассмотрели в рамках депутатских слушаний на площадке областного парламента. Спикер Заксобрания Сергей Сокол напомнил, что проект стратегии рассматривается уже три года, но степень готовности документа, не учитывающего мнение общественности, не позволяла его принять. В прошлом году депутаты вынесли проект на широкое обсуждение, в результате чего было получено большое число рекомендаций и предложений.

Обобщая поступившие замечания к документу, Сергей Сокол заметил, что проблемы развития региона проанализированы в отрыве от общероссийской ситуации и без учета межрегионального взаимодействия Иркутской области с другими субъектами. Также при разработке проекта не учтены стратегии развития муниципальных образований, отсутствует встроенность мероприятий стратегии в нацпроекты и другие федеральные целевые программы.

Свои предложения высказали председатели и заместители председателей профильных комитетов и комиссий, а также эксперты. По мнению председателя комитета по бюджету Натальи Дикусаровой, ставшей автором множества поправок к проекту стратегии, требуется пересмотреть деление Иркутской области на опорные территории развития и включенность районов в тот или иной блок. На это же обратил внимание и депутат от Усть-Илимска Артем Лобков. Крупнейший северный город включен в Усть-Илимско-Катангскую ОТР, где основными мероприятиями развития обозначены строительство трассы «Вилюй», не имеющей к городу никакого отношения, и строительство железнодорожной магистрали «Нижневартовск — Нижний Яр — Усть-Илимск», проектирование которой в программе развития АО «РЖД» запланировано на 2032 год.

Председатель комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Виктор Побойкин заметил, что в проекте стратегии не учтены конкретные точки роста в муниципальных образованиях, например, развитие угольной промышленности в Черемховском районе. В этом же районе есть месторождение магнезита, где сосредоточено около 75% от всего запаса в России, но о развитии месторождения в стратегии нет ни слова.

«Стратегия должна учитывать все аспекты жизни в регионе, но при этом понятно, что прорыв совершается в каких-то конкретных точках. Этих точек и не хватает», — поделился председатель Совета Иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Роман Ищенко.

Особое внимание в предложениях парламентариев уделено вопросу развития образования. По словам председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой, остается непонятным, каким образом будут достигаться показатели по стопроцентной обеспеченности детскими садами или по 75%-ому охвату услугами дополнительного образования. «Вместе с тем, именно образование определяет в большей степени качество жизни, влияет и на демографическую ситуацию», — отметила депутат.

Председатель комиссии по Регламенту Лариса Егорова заметила, что в разделе «Молодежь» проекта стратегии обозначено, что поддержка молодежи оказывается в достаточной мере. «Уверена, наша молодежь не согласилась бы с данным разделом», — считает парламентарий.

В продолжение темы вице-спикер областного парламента Ольга Носенко подчеркнула, что проблема кадрового обеспечения должна быть в приоритете. По мнению депутата, региону необходима соответствующая программа. «Имея возможность получить образование и возможность найти достойную работу, молодежь не будет уезжать из нашего региона», — подчеркнула Ольга Носенко.

На вопросах здравоохранения остановился председатель профильного комитета Александр Гаськов, которые заметил, что соответствующий раздел требует полной переработки, а также соотнесенности с указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Заместитель председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Виталия Перетолчина отметил, что «проект стратегии — это набор целей и задач без конкретных мероприятий». В частности, депутат остановился на вопросах развития экологии. Например, отметил он, выбросы, негативно влияющие на окружающую среду, должны быть снижены не менее чем на 20%, однако не ясно, за счет реализации каких мероприятий это будет сделано. Председатель комиссии по контрольной деятельности Тимур Сагдеев подчеркнул, что не подкреплены конкретными мероприятиями и задачи по развитию и защите интересов коренных малочисленных народов.

Более 300 замечаний поступило к стратегии экономического развития от представителей бизнес-сообщества. Как сообщил президент союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» Алексей Соболь, большая их часть была учтена при подготовке поправок к стратегии, вместе с тем, большое количество вопросов еще требует доработки. Так, большее внимание необходимо уделить развитию сферы торговли, как основной сферы деятельности малого и среднего бизнеса и сферы, обеспечивающей занятость населения, а также улучшению инвестиционного климата в регионе. Говоря о цифровизации экономики, Алексей Соболь заметил, что в более чем 20 регионах приняты законы о поддержке IT-компаний, в стратегии об этом направлении развитии экономики нет информации. Кроме того, по мнению эксперта, требуется предусмотреть механизм промежуточного контроля за ходом реализации стратегии и анализа ее эффективности.

По итогам обсуждения, депутаты рекомендовали правительству Иркутской области доработать проект стратегии с учетом поступивших предложений и подготовить соответствующие поправки к проекту закона о стратегии. Вице-спикер Законодательного Собрания Александр Ведерников подчеркнул, что депутатский корпус готов принять самое активное участие в данном процессе.

«Стратегия должна работать на развитие Иркутской области и реальное улучшение качества жизни людей, а не стать пустой бумажкой, принятой «для галочки», — подытожил Сергей Сокол. — Иркутская область обладает потенциалом, с которым она должна занимать совершенно другое место и совершенно по-другому должны жить люди здесь».

Иного мнения придерживается правительство Иркутской области. Там подчеркивают, что стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года должна быть принята в ближайшее время. Документ включает реализацию национальных проектов, определенных Указом Президента РФ №204. Об этом по итогам состоявшихся депутатских слушаний сказал заместитель председателя правительства региона Антон Логашов.

«Губернатор и правительство региона в целях реализации национальных проектов в 2018 году после выхода Указов Президента РФ подготовили все необходимые поправки.  Эти поправки правительством Иркутской области в документ внесены, никаких дополнительных доработок не требуется. В первом чтении закон находится у депутатов третий год, — сообщил Антон Логашов. — Документ должен быть в ближайшее время принят во втором и третьем окончательном чтении. Мы надеемся, что депутатский корпус будет настроен на принятие Стратегии как основополагающего документа развития региона.

Одновременно с разработкой Стратегии, которая определяет направления развития Иркутской области до 2030 года, велась разработка Госплана, а также подготовка исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

«Все три документа увязаны между собой. Эта работа велась на протяжении всех последних месяцев», — отметил Антон Логашов.

Похожие статьи