Аспирантура в ИНЦ СО РАН: вопросы о главном

Аспирантура в ИНЦ СО РАН: вопросы о главном

Нет, это не об отсрочке от армии, о чем часто пишут, как о мотивации для поступления в аспирантуру. Это о самОй науке, которой должно быть место в большом областном центре.

В Иркутске, городе студентов, одно их центральных мест (географически и по геополитической значимости) было отдано подготовке преподавателей европейских, восточных языков и кадров высшей квалификации – аспирантов -лингвистов.

О том, как сегодня обстоят дела в этой сфере, - наш разговор с начальником отдела научно-образовательной деятельности и экспертной оценки Иркутского научного центра СО РАН, зав. кафедрой педагогики и экспертной оценки, кандидатом филологических наук, доцентом Наталией Свердловой.

- Наталия Александровна, полагаю, что с ликвидацией специализированного лингвистического вуза в Иркутской области объемы подготовки лингвистов-переводчиков, преподавателей иностранных языков и ученых-лингвистов резко сократились.

- Да, это так. Средние общеобразовательные учебные заведения какое-то время будут поддержаны силами специалистов – выпускников прошлых лет. Снижение же количества поступающих в аспирантуру по лингвистическому профилю означает, что уже через несколько лет в регионе не окажется лингвистов-профессионалов, которые смогут учить новое поколение преподавателей иностранного языка и переводчиков. Поэтому организация научно-исследовательской деятельности по лингвистике – серьезная задача.

- Какую помощь в этом вопросе может оказать Иркутский научный центр?

- ИНЦ традиционно очень внимательно относится к запросам региона, которые требуют активного административно-научного участия. Что касается направления «Языкознание и литературоведение», то важным и своевременным стало решение научного руководителя ИНЦ СО РАН Игоря Вячеславовича Бычкова о создании аспирантуры на базе кафедры иностранных языков по профилю «Теория языка». Появились возможности для продолжения работы над фундаментальными проблемами языкознания, вопросами прикладной лингвистики и появления новых научных идей. Сегодня в лицензированной и аккредитованной аспирантуре ИНЦ СО РАН в очной и заочной формах обучаются российские и зарубежные аспиранты, на условиях бюджетного и внебюджетного финансирования.

Среди первых аспирантов в 2018 году в основном были те, кто пришел к нам «переводом» из других вузов. Все они были настроены на работу над диссертационным исследованием.

Конечно, в основе сегодняшних успехов – заслуги наших коллег, ранее работавших в ИНЦ СО РАН. Это завкафедрами иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент Иноземцева В.А., Судиловская М.А., Платонова Л.А., Шульгина Л.А.; доктора философских наук, профессора Самбуров Э.А., Коноплев Н.С., Осипов В.Е..

Сегодня преподавателями кафедр иностранных языков и философии, педагогики и экспертной оценки подготовлена и реализуется в разных учебных форматах основная образовательная программа, пополняется научно-методический фонд.

- По требованиям федерального государственного образовательного стандарта учебный процесс должен быть сопровожден учебной и научной литературой.  Работаете ли Вы в данном направлении? Создаются ли в Вашем отделе учебные материалы для аспирантов-лингвистов?

- Два года, конечно, небольшой период. Не буду называть объем научных статей уровня ВАК, WOS, Scopus – это собственно научная основа нашей деятельности. Отмечу, что проделана большая учебно-методическая работа. Основное: терминологический словарь по дисциплине «История и философия науки» (автор - к.филос. наук А.А. Мустафин); монография по истории лингвистических учений «Историографический портрет О.Есперсена» (автор – к. филол. наук, доцент Н.А. Свердлова); два выпуска учебно-методического пособия по дисциплине «Иностранный язык» «Science and technology for post-graduate students» (авторы – Ефимова Н.Н., Марьясова Е.П., Свердлова Н.А., Шульгина Л.А.). Для нас с учебной и научно-методической стороны очень важны и опубликованные на английском языке совместные с аспирантами результаты ежегодных научно-практических конференций «Science present and future: research landscape in the 21st century».

- Какие формы работы с аспирантами использует ИНЦ в современных условиях?

- Отдел научно-образовательной деятельности и экспертной оценки проводит разные научные и научно-популярные мероприятия. Традиционными стали аспирантские чтения. Задуманный три года назад лекторий «Коммуникация в ХХI веке: грани и смыслы» проводится 3-4 раза в учебный год. И нынешний год не стал исключением. Мы изменили формат, переведя работу в дистанционный режим.  Но, как и раньше, в работе лектория участвуют аспиранты, слушатели курсов ИНЦ СО РАН, аспиранты, которые обучаются у нас в рамках сетевого взаимодействия, преподаватели. Лекторы определяются в начале учебного года. Желающие могут использовать это и как программу повышения квалификации.

Работа с аспирантами-лингвистами стала отдельным направлением в деятельности ИНЦ. Более того, отдел научно-образовательной деятельности и экспертной оценки сформировал научную тему «Лингвосемиотическая гетерогенность научной картины мира: теоретическое и лингводидактическое описание». Тема была подана на рассмотрение в СО РАН и в Министерство образования и науки РФ.

- Наталия Александровна, отрадно, что в аспирантуру идут учиться люди, для которых важна именно наука, а не какие-то другие причины. Вы, как ученый, что могли бы пожелать своим молодым коллегам на старте?

- У аспирантов ИНЦ есть возможность принять участие в реализации научного проекта и начать формировать свою научную репутацию. Обычно в научных учреждениях аспирантами являются научные сотрудники лабораторий и научных отделов. Предполагается, что аспиранты-лингвисты не будут исключением – при желании они смогут работать в лаборатории лингво-педагогических исследований и формировать в процессе обучения теоретическую и эмпирическую базу своего научного исследования.

 

Материал подготовлен при содействии пресс-службы ИНЦ СО РАН

Похожие статьи