Исследование Яндекса: 75% учителей подвержены профессиональному выгоранию

Исследование Яндекса: 75% учителей подвержены профессиональному выгоранию

Итоги второго интенсива программы по развитию педагогов «Я Учитель» Яндекса показали, как много учителей подвержены профессиональному выгоранию. В тестировании приняли участие более 38 000 человек со всей России, из них более  4 тыс. – из Иркутской области.

По данным экспертов, профессиональное выгорание среди преподавателей более распространено, чем среди сотрудников бизнес-структур. В бизнесе это состояние испытывают 50% сотрудников, а среди учителей — 75%. При этом в острой фазе выгорания находятся 38% педагогов. При оценке учитывались такие проявления выгорания, как эмоциональное истощение и усталость, равнодушное или негативное отношение к месту работы, недовольство трудовыми условиями и формальное отношение к выполнению своих задач.

По словам Людмилы Сафоновой, учителя литературы и заместителя директора лицея города Черемхово, режим многозадачности, высокая загруженность отчетностями и проверками – основные факторы, которые способствуют выгоранию учителей сейчас.

«В профессиональном сообществе не принято говорить о выгорании. У педагогов очень высокий уровень требований к себе, почти все наши учителя перфекционисты, но у этого есть оборотная сторона. Многие считают выгорание признаком своей профессиональной слабости. Многозадачность и постоянная нехватка времени – основная причина профессионального выгорания. Наряду с работой с детьми и родителями существует много проверок, которым подвергаются учителя, в том числе всероссийские, мониторится подготовка к государственной аттестации. В последнее время интенсивность труда учителя значительно возросла. Колоссальная нагрузка падает на плечи классных руководителей, – это те люди, которые работают 24/7», – рассказала Людмила Сафонова.

Выяснилось, что на выгорание влияют неудовлетворенность условиями работы, нехватка амбициозных задач и возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Опытные преподаватели испытывают большее недовольство условиями работы, чем их начинающие коллеги. Среди респондентов, проработавших в школе более 31 года, – недовольных 60%, тогда как среди тех, чей стаж меньше трех лет, этот показатель составляет 42%. 

Людмила Сафонова также отметила, что в борьбе с выгоранием помогут навыки тайм-менеджмента, а цифровые образовательные ресурсы снимут часть рутинных задач. Кроме того, учитель отметила, что педагогам нужны психологические консультации.

«Уровень профессионального выгорания может частично снизить эффективный тайм-менеджмент, умение разделять приоритеты. Сейчас большим подспорьем для облегчения педагогического труда стали цифровые платформы. Технологии очень помогают, особенно в период дистанционного обучения. К примеру, автоматическая обработка тестов – это неоценимое преимущество, ведь освобождается много времени. Хочу также заметить, что учителям были бы полезны психологи. На мой взгляд, консультации с психологами среди педагогов сейчас просто необходимы, а если онлайн-платформы будут предлагать такие бонусы, то это, думаю, станет очень востребовано», – считает Людмила Сафонова.

У педагогов, которые находятся в острой фазе выгорания, резко падает эффективность, возникают конфликты с коллегами и родителями школьников. Учителя отстраняются от учеников и могут обесценивать их успехи, отмечают эксперты.

Исследование проводилось, чтобы понять текущее состояние школьных преподавателей и разработать для них методические и технологические решения проблемы выгорания. Для учителей, ощутивших на себе состояние выгорания, был разработан бесплатный онлайн-курс «Эмоциональное выгорание у педагогов». 

Программа обучения и профессионального развития педагогов «Я Учитель» разработана специалистами Яндекса. Она содержит материалы на актуальные темы в помощь современным учителям: бесплатные обучающие курсы, диагностику, статьи и методические материалы. У учителей Иркутской области есть возможность принять участие в бесплатном Марафоне по функциональной грамотности

Похожие статьи